Практические аспекты использования малогабаритных раций в путешествиях.

Вряд ли кто-то будет отрицать важность наличия связи на маршруте. Не только связи с "большой землей", которая чаще организуется посредством сотовых или спутниковых телефонов, но и связи между участниками путешествия. Особенно актуална такая связь становится в велопутешествии для группы 5 и более человек.

В такой группе направляющий часто не видит замыкающего. И о том, что у кого-то что-то прокололось или сломалось узнает только по отсутствию части группы на очередной остановке. Если маршрут группа проходит с машиной сопровождения, очень полезно знать, где сейчас эта машина и наши вещи.

Ознакомится с планами велосипедных путешествий с автосопровождением.

Почитать про походы выходного дня. 

 

Ограничения по весу позволяют велопутешественникам использовать только малогабаритные рации. В машину можно поставить и что-то более мощное, но этим не часто пользуются, потому что теряется однотипность моделей раций. И в случае поломки одной из раций подстраховаться рацией из машины не получится.

Требование компактности и небольшого веса раций ограничивает их диапазонами VHF и UHF, то есть частотными диапазонами 140 и 430мГц любительских диапазонов. Для этих диапазонов и компактных моделей производится немало, и длина антенн получается приемлимой.

Для пешеходных маршрутов можно использовать как низкомощные модели классов LPD и PMR, так и модели, отдающие на антену до 5Вт.

Но велосипедная группа движется быстрее и "растягивается" на маршруте на значительные расстояния. Поэтому 0.01 - 0.1Вт мощности LPD или PMR рации часто не хватает. Легальное использование более мощных раций требует их регистрации, но очень расширяет возможность связи.

Мы много лет используем на маршрутах рации производства японской компании Yaesu. Сначала это были модели VX-5R, а последние года 3 - VX-6R. Хорошие, надежные машинки. Мощность - максимальная для мобильных раций (5Вт), полная водозащищенность, надежное крепление гарнитуры к рации на резьбе. Случайно не выпадет.

Есть и неприятности:

- очень неудобная клипса на рации, чтобы вешать ее на пояс. Ей не пользуемся совсем - кладем рацию в карман.

- не очень маленький вес (чуть меньше 300гр). Не всегда удобно, когда она болтается на спине в кармане веломайки.

- дорогие аккумуляторы. Больше 2000руб за штуку. Да, их хватает дня на 3-4 "от рассвета до заката". Но все-таки.

И стали мы искать альтернативу. В той же продукции Yaesu. Ближайшей оказалась миниатюрная модель VX-3R.

Станция маленькая, раза в 2 меньше, чем VX-6R.  И весит 130гр. На передачу 2 диапазона - 144 и 430MHz.

<p ">Максимальная мощность, правда, тоже поменьше - до 3вт на 144 MHz, до 2вт на 430MHz.

Достаточно короткая штатная антена. Это рации чувствительности не добавляет.

Аккумаляторы к ней подходят от сторонних производителей, не дорогие. Да и родные стоят в районе 600руб. А антену в случае необходимости можно и заменить на что-то посерьезнее. Какую-нибудь четвертволновую. Если для диапазона 430, то можно 17-см Comet SMA-703.

Купили одну такую рацию на пробу и поехали на маршрут. Одна VX-6R у руководителя, одна - в машине, и пробная VX-3R у меня.

Поездили мы так недельку, приехали в Москву довольные и отдохнувшие, после чего рацию я вернул продавцу.  Из-за одной единственной проблемы - гарнитура.

Гарнитура. как известно, это наушник с микрофоном и кнопкой вызова. Без нее ездить с рацией на велосипеде проблематично. Рация в заднем кармане майки лежит, микрофон прищепкой к воротнику майки прцеплен, наушник - в ухе.

И вот надо жде было кому-то придумать, что место вставления этой гарнитуры в рацию надо в виде буквы Г сделать (см. фото).

В результате у рации, лежащей в кармане, гарнитура чуть "выщелкивается" из гнезда. Микрофон и наушник гарнитуры при этом уже не работают, а встроенные в рацию динамик и микрофон еще не работают. В результате вам могут обкричаться, что сзади что-то случилось. Вы не услышите ничего.

Попав в эту ситуацию несколько раз, рацию было решено сдать продавцу.

Знаю, что в случаях, когда гарнитурой не пользовались, эта модель показала себя очень неплохо. Но это не наш случай.

А у большой рации (VX-6R) за время эксплуатации обнаружилась пара других проблем:

- у первых выпусков этой рации года через 2 эксплуатации перестали работать некоторые сегменты ЖК экрана. Вроде бы мелочь, но понять, на какую частоту настроена рация становится затруднительно. Экраны меняются в сервисном центре за не очень заметные деньги, и после этого живут без проблем.

- у гарнитур для этих раций есть слабое место - узел микрофона. Из него либо кабели вываливаются, либо пластмассовый корпус микрофона разваливается. Гарнитуры к рации подходят только "родные" поэтому либо прихходится покупать новые, либо чинить посредством клея и изоленты.

Сахаров Александр