и как их избежать
Вторая статья о частых ошибках тревел фотографа. Первая часть статьи.
Перевод и публикация выполнены с любезного согласия автора, Митчела Канашкевича (MitchelKanashkevich)
Ознакомится с планами велосипедных путешествий с автосопровождением.
Почитать про походы выходного дня.
6. Забыть про связь элементов в кадре - о композиции
Когда мы путешествуем, новые экзотические места, звуки и запахи могут подавлять, или возбуждать, заставляя нас забыть, что мы не только делаем снимок на память, но хотим передать настроение и ощущение от сюжета перед камерой. Другими словами, мы забываем о построении кадра, о композиции.
Это случалось со мной множество раз в начале моих фото путешествий, особенно в первую поездку в Индию. Когда я приехал в эту удивительную страну, там было столько невероятных людей и мест, что волнение взяло верх, я превратился в "счастливого щелкателя". Я направлял свою камеру на все, что казалось интересным, и снимал, даже не думая о том, что мои фото должны выразить и как они будут восприняты другими.
Когда я вернулся и посмотрел на снимки более объективно, я осознал, что только очень малая их часть несут в себе что-то интересное. Несколько раз мне повезло сделать хороший снимок благодаря инстинкту и удаче. В большинстве же случаев можно было видеть снимки с обрезанными важными частями тел - я так скомпоновал кадры. И там была масса "визуальных помех", которые мешали понять, о чем собственно это фото.
Со временем я понял, что иногда, перед тем как нажать на спуск, важно остановиться, собраться с мыслями и решить, что же я хочу сказать снимком. И на основе этого скадрировать снимок наилучшим образом.
7. Думать, что фото, на которых запечатлены драматические или интересные моменты - это удачные снимки.
Снимок в начале этой статьи может выглядеть просто как "чистая удача". Самое простое - решить, что я случайно оказался в нужное время в нужном месте. Но это не совсем так. Я не отрицаю, что удача может играть заметную роль в таких снимках, но это не единственный фактор. Более опытные фотографы часто говорят, что такие фото получаются, когда удача встречается с подготовкой. Первое фото - это результат такой "встречи".
Я было подготовлен, потому что имел приблизительную идею, что я хочу снять. Я заранее познакомился с этим местом и знал, что могу там встретить интересных персонажей, таких как этот садху (индийский святой/аскет) и какие сцены будут иметь максимальный фото потенциал. Сцену с взлетающими голубями я наблюдал несколько раз до этого. Голуби собирались в этом месте в одно время, потому что их там в это время кормили. И мне хотелось, чтобы кто-то идущий был запечетлен на этом фото.
Теперь все, что мне было нужно, это чтобы все предусмотренные элементы снимка выстроились нужным образом. Вы можете сказать, что мне повезло, что все так получилось. И я соглашусь, что я не мог себе представить, что эта собака (которая, как мне кажется, сильно улучшила снимок) появится в кадре. Но определенно это случилось потому, что я был готов и смог использовать все преимущества в ситуации, когда мне улыбнулась удача.
8. Не делать достаточно снимков
Что есть достаточно - каждый решает для себя сам. Для меня "не достаточно" значит не удовлетворяющее любому из следующего:
- снимки с разных углов и точек зрения,
- снимки человека, когда он что-то делает в разные моменты этого действия
- эксперименты с различными настройками (экспозиция, ISO, скорость затвора, даже разные объективы).
Один момент, который я и многие другие, опытные тревел фотографы поняли после множества болезненных уроков - всегда лучше сделать больше фотографий, чем вам нужно. Потому что если вы попали в удачную для фотосъемки ситуацию, совсем не обязательно, что ее удастся воссоздать еще раз, или что вы сможете вернуться еще раз. Поэтому воспользуйтесь вашим шансом по максимуму.
Приведенный пример показывает, как может выглядеть "достаточно снимков".
На самом деле я сделал намного больше фотографий, чем показано здесь. Но вы сможете понять, что я пытался добиться благодаря этим фотографиям. Я "отработал" сцену с разных углов и снял движения женщины на разных стадиях ее работы.
Сделав это, я дал себе шанс создать одно или даже пару изображений, которые бы мне нравились.
Фотография справа нравится мне больше всего.
9. Не взаимодействовать или не общаться с людьми, когда снимаете портреты
Фотографирование людей может быть пугающим занятием, а общение в такие моменты - это то, чего мы часто стесняемся. Конечно, возможно сделать запоминающийся, правдивый портрет телевиком без необходимости какого-либо взаимодействия со снимаемым. Но ограничить себя только этой техникой - значит дать себе шанса сделать что-то действительно выдающееся.
Иногда взаимодействие и общение фотографа со снимаемым четко видно на фотографии. Это доверие и открытость, исходящая от снимаемого. Но плюсы от взаимодействия с человеком, которого вы снимаете, превышают этот очевидный момент.
Когда фотограф налаживает отношения со снимаемым, это значит, что фотограф перестает быть просто прохожим. Фотографу начинают симпатизировать, и это приводит к созданию снимков, которые в другом случае были бы невозможны.
<p ">История, стоящая за этим снимком, подтверждает сказанное выше. Мужчина на фото - шахтер, добывающий серу в известном индонезийском кратере Иджен. После нескольких дней, которые я там провел, я стал практически его другом.
Наши дружеские отношения позволили мне сопровождать шахтера в его путешествии по кратеру. В некотором смысле фотосъемка стала нашим совместным делом. Иногда я просил его идти помедленнее, посмотреть в одну или другую сторону. Я делал фото, а он был рад мне в этом помочь. Когда я нашел удачное место для портрета (драматичный вид с горой на заднем плане), я попросил его устроить перекур там, а не на несколько сотен метров дальше. Наше сотрудничество дало мне дополнительный уровень "творческого контроля" над ситуацией и позволило создать более "сильную" фотографию. Но вряд ли я мог ожидать чего-то подобного от человека, с которым я до этого не познакомился и не поговорил. И я точно не смог добиться такого уровня взаимодействия, снимая длинным телевиком издалека.
10. Не покидать группу
Это больше относится к людям, путешествующим в группе или групповом фото туре. Хотя этот способ имеет свои преимущества, он имеет и некоторые минусы.
Следующие моменты кажутся мне наиболее заметными:
- Очень сложно, если вообще возможно, достичь хотя бы небольшой интимности в процессе съемки людей. Когда целая группа людей смотрит или фотографирует одного человека, чувство подавления его группой или некоторый уровень конфронтации будет нормальной реакцией.
- Чаще всего у вас нет возможности внесения спонтанных изменений в план, потому что вы не единственный, кто принимает решения. Хотя я делаю все для планирования и организации, иногда экспромт позволяет получить особенно удачные снимки.
- Ваш опыт будет менее персональным. И не обязательно потому, что вы следуете за группой. А скорее потому, что в компании люди неизбежно влияют друг на друга в способе восприятия окружающего.
Несмотря на эти минусы, я не говорю, что путешествовать в группах не надо. Я хочу сказать, что очень полезным будет провести часть времени наедине с собой, чтобы получить свои собственные впечатления и опыт, чтобы заставить ваши фотографии "войти в резонанс" с вами. Сколько на это потребуется времени - зависит от вас. Но даже недолгая прогулка по окрестностям, в которой вы снимаете "в своем ритме" может привести к неожиданно интересным фото результатам.
<span ">Я выбрал этот снимок потому, что он в некотором смысле воплощает в себе красоту, на которую можно наткнуться, просто прогуливаясь вокруг в поисках интересных фото тем. Это простая, спокойная фотография обычного момента из череды ежедневных событий, которые интересны именно этим. Но это не тот момент, который можно запечатлеть, путешествуя в группе. Ребенок либо убежал бы внутрь, либо из любопытства подошел бы. То, что заставляет эту сцену "работать" - спокойствие и хрупкость, которая может быть легко разрушена.
Если вы получили удовольствие от анализа особенностей тревел фотографии, возможно, вас заинтересует моя новая книга TranscendTravel: aGuidetoCaptivatingTravelPhotography
Перевод выполнен Сахаровым Александром.