На что стоит обратить внимание при покупке велосипедной обуви.
Ознакомится с планами велосипедных путешествий с автосопровождением.
Почитать про походы выходного дня.
Вы решили купить себе специальные вело-ботинки.
Это значит, что вам уже надоело кататься в кроссовках, сандалях и другой обуви, для езды на велосипеде мало предназначенной. И скорее всего это означает, что вы решились купить себе контактные педали. Побороли свои страхи от того, что ноги будут пристегнуты к велосипеду, и что надо будет научиться их отстегивать при каждой остановке. То есть решили начать использовать свои силы при езде не на половину, как раньше, а полностью, прокручивая педали с нагрузкой как вверх, так и вниз, ощущая себя единым целым со своим железным конем :-)
Как и всякая специализированная обувь, велоботинки штука довольно специфичная. Основное их назначение, как можно догадаться, помогать ездить на велосипеде, а не ходить. Хотя ходить тоже можно.
Если планируется не только ездить, но и ходить в велоботинках, стоит остановиться на моделях для MTB, а не на шоссейных вариантах.
Одно из основных отличий велоботинок от обычной обуви - их жесткая подошва. Она не гнется, (в старших моделях для повышения жесткости используются карбоновые вставки) что позволяет более комфортно чувствовать себя на велосипеде. Но ходить в таких ботинках приходится несколько иначе, чем в обычной обуви. Вы как-бы "перекатываетесь" при ходьбе от пятки на носок.
Ботинок для MTB существует великое множество, но условно их можно разделить на две группы:
- ботинки для теплой погоды
- ботинки для межсезонья и холодной погоды, к которым отнесем и туристические велоботинки (Shimano туристические ботинки делает под разную погоду).
По моему опыту чаще используются летние ботинки для теплой погоды, хотя более теплые модели тоже применяются весной и осенью. Активно катающиеся велосипедисты чаще всего имеют в своем распоряжении обе разновидности.
Мне чаще приходится иметь дело с ботинками от Sidi и Shimano. Обе компании предлагают широкий диапазон продукции, но она заметно отличается друг от друга. Форма колодок у этих производителей отличается. Какая подойдет вам лучше, заранее сказать трудно. Линейка ботинок Shimano более разнообразна (есть даже вело сандали), но модели начального уровня предназначены не более, чем для езды в парке рядом с домом. Поэтому для сколько-нибудь сложных, многодневных маршрутов их не стоит использовать. При этом только у Shimano в линейке есть туристические велоботинки на полноценной подошве Vibram, в которых достаточно удобно ходить по камням. Как пишет производитель "Premium Blend of Hiking and Cycling Technology" (высококачественный сплав технологий для хождения по горам и вело поездок).
В модельном ряду Sidi (в прошлом году у компании был юбилей - 50 лет) ботинки начального уровня отсутствуют. Даже дешевые модели не очень дешевы и являются по сути моделями среднего уровня.То есть покупать можно любую модель, которая будет соответствовать вашей анатомии и кошельку.
Старшие модели обоих компаний достаточно дороги - 200 и более евро за пару. Но это образцы использования предельно высоких технологий в конструкции спортивной обуви. Углепластик, искуственная кожа невероятной прочности, сменные подошвы, термоформуемые вставки и эргономичные застежки с несколькими типами регулировок позволяют максимально подогнать ботинок под вашу анатомию и оптимально использовать силы владельца при езде.
При примерке ботинок в хорошем веломагазине с вами обязательно должен позаниматься продавец, потому что принцип подбора велоботинок отличается от выбора обычной обуви. Первое ощущение при правильно подобранном и застегнутом ботинке (а застегивать всегда начинаю от застежки ближе к мыску) - ботинок маловат, а большой палец ноги упирается в мыс ботинка. Но это в положении, когда вы стоите. Если поднять ногу в ботинке, большой палец должен перестать упираться в мыс.
Надев ботинки, в них надо минут 10 походить. Ботинок "садится" по ноге, нога адаптируется к ботинку. Вам должно быть комфортно. Не должен мешать фиксатор в области ахилова сухожилия, ширина ботинка должна соответстовать ноге. Возможно надо будет чуть подтянуть или ослабить застежки. Еще один способ - вынуть стельки (в хороших ботинках они имеют довольно хитрую конфигурацию) и попробовать походить без них. Примерно так вы будете чувствовать себя в ботинках, когда они разносятся и полностью "сядут" по ноге.
Последняя проверка - поездить на велотренажере. В уважающем себя магазине часто специально ставят велотренажер, на котором можно попробовать велоботинки в условиях приближенных к боевым. Именно приближенных, потому что шипы для контактных педалей на ботинках еще не стоят, посему "встегнуться" в контактные педали не получится.
После покупки ботинок с ними предстоит сделать еще одну операцию - поставить шипы. На самом деле это не шипы, а пластины специальной формы, которые привинчиваются к ботинкам. Шипы идут в комплекте не к ботинкам, а к педалям или покупаются отдельно. Чаще всего используется стандарт SPD, хотя последнее время все чаще встречаются модели Crank Brothers.
Шипы на ботинки устанавливаются так, чтобы ось педали проходила точно под косточкой большого пальца ноги, а стопы были параллельны плоскости рамы велосипеда. Сначала можно "наживить" шипы, не затягивая крепящие винты до конца, сесть на велосипед и попробовать "встегнуться" в педали. Хорошо, если при этом кто-нибудь подержит велосипед в вертикальном положении, чтобы вы смогли прокрутить педали и понять, на сколько вам удобно.
Устанавливать шипы лучше на силиконовый герметик, заполнив им регулировочные пазы и смазав винтики перед закручиванием.
И последнее - не поленитесь почитать инструкцию к ботинкам. Там часто написано много интересного про подгонку обуви под ваши ноги, про особенности работы застежек и возможности замены отдельных элементов ботинка (накладок на подошву, клыков для ходьбы в гору по грунту, застежек...)
Удачных поездок!
Сахаров Александр