Велосипеды для путешествий
Господа туристы!
Обратите внимание, что все эти рекомендации имеют отношение только к велосипедам, используемым для многодневных путешествий.
Ознакомится с планами велосипедных путешествий с автосопровождением.
Почитать про походы выходного дня.
Итак, Вы решили присоединиться к тем странным людям, которые во время своего законного отпуска предпочитают не греться на пляже, а истекая потом, из последних сил ползти на своем велосипеде вверх по горным серпантинам, "кормить комаров по таежным болотам", то есть к велопутешественникам.
Чтобы Ваше путешествие не было омрачено сломавшимся ободом или багажником, Вашему здоровью не был нанесен урон из-за отказавших тормозов, и Вы не потеряли бы драгоценного времени на ремонт того, что можно было бы не ремонтировать, попробуем сформулировать требования к основной части снаряжения велотуриста - велосипеду:
Велосипед должен быть
- надежным,
- безопасным,
- удобным.
Надежность велосипеда.
Поломка велосипеда, произошедшая во время езды по парку около дома, вызовет досаду "не получилось покататься".
Сложно устранимая поломка велосипеда в путешествии станет серьезной проблемой не только для Вас и порой Вашего здоровья, но и для всей группы. Кроме незапланированных потерь времени для всех, отношение всех членов группы к человеку, из-за которого произошла задержка, сильно ухудшается.
Вряд ли кому-то захочется быть центром этих негативных эмоций. Поэтому попробуем оценить, подходит ли Ваш нынешний велосипед для путешествий или правильную ли модель Вы выбрали для покупки.
Модель велосипеда
Из всего многообразия моделей, представленных на рынке для путешествий, подходят 2 типа - горные велосипеды типа hardtail (одноподвесы с подпружиненной вилкой) и туринги. Первый тип - наиболее распространен, второй для России довольно экзотичен и завозится торгующими фирмами только под заказ.
Соответственно, если Вы покупаете себе туринг, Вы уже очень хорошо понимаете, что Вы делаете, у Вас есть необходимая сумма (от $1400) и консультации тут не нужны.
Остаются горные велосипеды типа hardtali.
Ценовой диапазон для таких велосипедов от известных производителей $700-1500 в зависимости от класса велосипеда. Примерами велосипедов из середины этого диапазона может быть Trek 4900 и Giant XTC SE4.
Названая цена не значит, что именно столько Вам надо будет за велосипед заплатить - в некоторых случаях цена падает в ДВА раза. Возможные варианты при покупке велосипеда детально обсуждаются в велошколах, проводимых клубом.
Что Вы получаете за эти деньги?
Это будет велосипед с алюминиевой рамой, подпружиненной передней вилкой (которая к тому же еще и будет работать, что верно далеко не для всех вилок), двойными ободами и навесным оборудованием (тормоза, переключатели, звезды) класса Deore / DeoreLX по модельному ряду компании Shimano. Тормоза будут обычные (V-brake) или дисковые. Иными словами, это будет хороший велосипед средней ценовой категории, который будет Вам надежным партнером в путешествиях многие годы.
Если такой суммы нет
Если минимальная названная сумма ($700) кажется Вам непомерно большой за эту "двухколесную железяку", можно посоветовать только одно - подождать. Покупка велосипеда за меньшую сумму возможна, но использовать его для путешествий будет затруднительно - большой вес и низкая надежность могут изрядно попортить Вам отдых.
Сумма кажется слишком маленькой
"Я прочел в журнале про замечательный велосипед за $3000 и хочу такой же".
Тяжелый случай. Действительно, есть очень дорогие велосипеды. Одно "но" - они, как и гоночные машины, рассчитаны на соревнования. А, как известно, хорошая гоночная машина должна разваливаться сразу после финиша. То есть велосипед с "XTR по кругу" будет очень легким, жестким и накатистым. При этом у него будет минимальная ремонтопригодность и минимальный запас прочности. Иными словами, купив дорогую модель, готовьтесь через 1-2 сезона к плановым заменам дорогих же компонентов. Да, в путешествии плюсы такого велосипеда ощутить довольно сложно. Но для себя, любимого...
Я люблю все делать сам
Действительно, можно собрать велосипед самому. Отдельно продаются рамы, отдельно колеса, руль, педали. Если Вы большой "самоделкин", никто не мешает Вам подобрать отдельные элементы под Ваши специфичные требования и получить уникальный custom экземпляр. Только учтите, что не все компоненты совместимы друг с другом. Например, достаточно распространенные в Москве тормоза Avid плохо совместимы с тормозными ручками от Shimano, под дисковые тормоза желательно специальные обода, которые тоже бывают разными и т.д. То есть, для грамотной сборки велосипеда для путешествий Вам потребуется очень хорошо знать продуктовые линейки разных производителей и их совместимость.
Причем, как это ни грустно, продавцы в магазинах Вам, скорее всего не помогут, т.к. требования к велосипеду для путешествий сильно отличаются от стандартных требований к горному велосипеду. Но если очень хочется, то можно. Главное в начале посоветоваться с кем-нибудь из клубных "гуру" в этой области. Еще можно по Интернету рекомендаций поискать.
А я большой мужчина и вешу за центнер
Тоже проблема. А если еще учесть, что на велосипеде в путешествии кроме Вас еще и рюкзак едет, прочности стандартных деталей может не хватить. Тут мы переходим к следующей теме:
Усовершенствования купленного велосипеда
Нет такой хорошей вещи, которую нельзя было бы сделать еще лучше. Главное, в процессе усовершенствования не испортить то, что уже есть.
Что чаще всего заменяют в свежекупленных велосипедах?
Седло.
Среднестатистическое седло не пригодно для длительных поездок. Что делать - каждый решает для себя сам. Чаще всего стандартное седло заменяют на анатомическое, "гелевое" седло. Одно из наиболее удачных и не дорогих ($30) выпускает компания Specialised (для мужчин и женщин модели разные). И они даже иногда появляются в Москве. Но именно появляются. И быстро кончаются :-(. Хотя есть много альтернатив.
Покрышки.
Горный велосипед обычно комплектуется широкой "зубастой" резиной с высоким протектором. Выглядит здорово, не проскальзывает в самой ужасной грязи. Вот только при езде по асфальту изрядно тормозит. Да и в песок протектор вдавливается, если по песчаной дороге поедете, что не способствует экономии Ваших сил. А при езде по горному "серпантину" держит хуже, чем могла бы держать более гладкая покрышка. Решают эту проблему по-разному. Часто ставят покрышку типа "полуслик". В среднем лучше, чем стандартный "зубастый" вариант, но являет из себя компромисс, который не бывает удачным для всех случаев. Возможно, более правильным будет иметь, по крайней мере, 2 пары покрышек и устанавливать их перед выездом в путешествие в зависимости от дорог, которые будут преобладающими на маршруте.
Заднее колесо.
Если Вы большой человек, любите возить тяжелый рюкзак на багажнике и опасаетесь за прочность стандартного колеса, можно начать его усиливать. Меняют чаще всего обод, покрышку и спицы. Хотя варианты для замены подбираются индивидуально, принцип тут один - переход на компоненты для езды с гор (downhill). Они тяжелее, но рассчитаны на очень жесткие условия эксплуатации и сделаны с изрядным запасом прочности.
Педали.
Редко какой велосипед в стандартной комплектации имеет соответствующие ему педали. Чаще всего на нем стоит максимально дешевая модель, использование которой позволяет производителю снизить стоимость модели. К этим педалям можно привыкнуть и довольно долго на них ездить. Но почувствовать все возможности своего велосипеда удается только с использованием педалей с фиксацией на них специального ботинка, так называемых "контактных" педалях. Эти педали многими не используются из-за того, что часто их надо дополнительно покупать, добавив к их стоимости еще стоимость специальных велотуфель. Кроме того неопытные велосипедисты опасаются, что фиксация ноги на педали специальной защелкой снижает безопасность использования велосипеда.
Это не так. В контактных педалях ездить НАМНОГО удобнее, управляемость велосипеда повышается, а отстегивание ноги от педали происходит одним движением. Кроме этого Вы намного более равномерно и эффективно нагружаете свой организм при езде в "контактах", так как прикладываете к педали усилие не только когда нажимаете на нее, но и когда тяните педаль вверх. Вспомните об этом, когда будете мучительно заезжать в крутую горку из последних сил. Вам могло бы быть в 2 раза легче.
Безопасность велосипеда
Собираясь в отпуск в путешествие, мы расчитываем, по крайней мере, не ухудшить в нем свое здоровье.
Безопасность - это цепочка мероприятий, но одним из звеньев этой цепи в путешествии будет велосипед. Он должен затормозить там, где это нужно, проехать там, куда Вы его направили и не сломаться в критической ситуации (представьте, во что Вам обойдется поломка передней вилки в момент, когда Вы съезжаете со спуска на скорости километров в 60).
Безопасность велосипеда в изрядной степени является продолжением его надежности и удобства эксплуатации.
К уже сказанному о надежности можно добавить только то, что мало купить хороший велосипед, его еще желательно поддерживать в хорошем состоянии.
Велосипед - это сложное механическое устройство, часто выполненное с использованием самых современных технологий и материалов. Быть надежным и безопасным он может только при правильном обслуживании - аккуратной регулировке, своевременной замене изношенных компонентов и правильной подгонке всех регулировочных размеров под своего владельца.
То есть безопасный велосипед - это удобный велосипед.
Удобность велосипеда
Все мы люди разные. Разного роста, веса, длины рук и ног. Но для каждого существует велосипед, на котором человеку будет комфортно ехать целый день по разным, часто довольно сложным маршрутам.
Чтобы человеку езда на велосипеде доставляла только положительные эмоции, производители заложили в конструкцию двухколесной машины множество регулировок. Про некоторые из них известно довольно хорошо - так, при покупке Вам вряд ли будут продавать велосипед с рамой не Вашего размера, и высоту седла под Ваши анатомические особенности, скорее всего, примерно отрегулируют. В результате Вы получите велосипед, в первом приближении Вам подходящий.
Но только в первом приближении.
Кроме этого в большинстве велосипедов присутствуют следующие возможности для регулировки:
- высота руля,
- расстояние от седла до рулевой колонки. Регулируется сдвиганием седла вдоль велосипеда в его "полозьях", Еще это расстояние может регулироваться изменением угла выноса руля (если позволяет конструкция) или заменой самого выноса,
- наклон седла,
- ширина руля. В случае руля горного велосипеда регулируется сдвиганием ручек ближе к центу руля и последующим отпиливанием лишних кусочков трубы,
- длина шатунов (рычагов, к которым крепятся педали). Регулируется только заменой шатунов.
Результатом всех этих подгонок должен стать велосипед, при езде на котором у Вас не заболит спина, не затекут руки или ноги, а вечером, отъездив на нем день, Вам не захочется "выбросить его в пропасть".
Удачных поездок!
Сахаров Александр