Путешествие по Швеции в 2006 году

 Путешествие по Швеции

(Stockholm – Nykopping – Kolmarden – Norrkopping – Gota kanal – Katrineholm – Eskilstuna – Enkopping – Stockholm)

Имея некоторый опыт поездок по Финляндии, немного познакомившись в прошлом году со Стокгольмом и окрестностями, в этом году мы решили забраться подальше в Швецию. Путешествие по ней, как оказалось, имеет некоторые особенности, зная которые, мы бы лучше смогли спланировать маршрут и избежали ненужных волнений. Целью путешествия мы избрали Кальморден – самый северный в мире сафари-парк, а далее – по обстоятельствам. Хотелось побывать и на родине Астрид Линдгрен (это на юге Швеции), и в Гетеборге (это на западе), увидеть Гота-канал, но планировать что-либо точнее, не зная страны, мы не могли. Никаких рассказов о велопоходах по этой части Швеции я не нашла, лишь обнаружила, что Гота-канал – место весьма привлекательное для велосипедистов всего мира. А насчет Кальмордена удалось узнать только, что ездят туда организованные автобусные экскурсии, причем расстояние от Стокгольма варьировалось на сайтах разных турфирм от 80 до 150 км (мы ехали более 200, правда, с отклонениями от кратчайшего маршрута).

В Стокгольм мы приехали ранним утром. Естественно, шел дождь (в этом городе дня без дождя не бывает – по крайней мере, в августе). У нас не было никаких «экскурсионных» планов в Стокгольме, мы многое посмотрели в прошлом году, хотелось сразу рвануть в нужном направлении. Однако, у нас не было ни денег (шведских крон – приехали-то из Финляндии), ни карты Швеции, а места, где это можно добыть, открывались только через несколько часов. Тусоваться в утреннем, но, несмотря на это, переполненном машинами и людьми городе (к вечеру, кстати, гораздо спокойнее!), да еще под дождем, совершенно не хотелось, пришлось ехать в кемпинг и задерживаться в Стокгольме на день.

В Стокгольмском информационном центре нам ничем помочь не смогли. Мы от них ничего и не ожидали, еще с прошлого года - у них в основном по городу справки, но адрес, где купить карту, они нам сказали. Однако мы обнаружили, что все столы в помещении имеют выдвижные ящики и, если в них хорошо порыться, можно найти много ценных карт и буклетов (бесплатно!). Таким образом мы обзавелись ценнейшей книгой «Кемпинги Швеции» на английском языке. В ней есть хоть и мелкая, но достаточно подробная карта Швеции, на которой обозначены кемпинги, а про многие из них еще и написано. В «Карта Бутик» глаза у нас разбежались. Хотелось скупить все, в том числе и карты Подмосковья. Приобрели большую карту восточного побережья – огромная, на маршруте ею пользоваться невозможно, только где-нибудь на столе раскладывать – и специальную карту веломаршрутов по выбранному нами кусочку страны (у них есть карты веломаршрутов по всей Швеции – она поделена на несколько частей). Эта карта издана «книжечкой», продается в специальном прозрачном планшете, имеет масштаб 1.5 км, на ней обозначены достопримечательности, кемпинги, показаны мелкие, даже грунтовые дороги. Еще в ней масса информации об интересных объектах, но, увы, есть такая карта только на шведском. Правда, разобрать слова «музей», «церковь», «парк» можно на любом языке. На карте также отмечены предлагаемые велосипедные маршруты, мы попробовали потом по части из них проехать – не очень удачно. Маркировка маршрутов на местности проставлена плохо, значки можно заметить не везде, но надо сказать, что проложены они удачно – по практически пустым, но достаточно комфортабельным дорогам. Замечу сразу, что карты очень дорогие (за приобретенные нами 2 штуки мы выложили больше 1000 руб.), но правильные и подробные. Можно рискнуть и обойтись без таких покупок: в любом достаточно крупном городке есть турбюро, где можно бесплатно взять карту города и прилегающей области (еще можно попробовать в автозаправках на въезде). Правда, может оказаться, что из одной области вы выехали, а карты соседней у вас пока нет и куда двигаться (особенно если вы едете по проселку) непонятно совершенно. Надо сказать, что по дороге нам случалось помогать встречным и попутным байкерам, которые не запаслись картой вовремя и нашей завидовали. В небольших городках найти карту не только всей Швеции, но даже соседнего района (там они называются коммуны) практически невозможно.

На следующий день мы выехали из Стокгольма на юг. Выезд и въезд в большом городе– даже вспоминать не хочется – отдельная песня, особенно в Стокгольме, карты ближайших пригородов которого у нас нет (и, кстати, такая карта стоит очень дорого - это толстая книга ценой ок. 100 евро). При выезде мы только немного поплутали по пригородной промзоне, а вот через две недели при возвращении «попали» капитально. Очень удачно въехали в город: вот уже дома многоэтажные и указатели «IKEA», через каждые 100 метров. Едем по компасу в направлении кемпинга… и обнаруживаем, что кружим на месте. Из этого жилого района нет выезда на велосипеде к центру! С одной стороны автобан, с другой – железная дорога, а прямо по направлению на центр – скала. Мы отчаялись – не возвращаться же назад, чтобы найти въезд в другой район, стали выяснять дорогу у местных велосипедистов. Они объяснили, что выезжать отсюда надо на пригородной электричке. А велосипеды? Оказывается, велосипеды в Швеции можно возить в электричках! В поездах, автобусах – нельзя, а в электричках можно, к тому же бесплатно! В следующий раз не будем кружить по городу – сразу в электричку и до конечной станции в нужном направлении.

А пока наш путь лежал четко на юг, но по основной дороге (автобану) ехать на велосипеде нельзя, ехали по дублирующей. Оказалось, что здесь мы едем гораздо медленнее, чем, скажем, по Финляндии. Во-первых, дорога довольно сильно загружена, а велодорожек вне городов нет, во вторых, она очень петляет (не только вправо-влево, но и вверх-вниз), идет то справа от основной, то слева, пересекает ее то по мосту, то под землей. 

В-третьих, дороги такого уровня здесь имеют на асфальте ребристые насечки по бокам (чтобы водитель понял, что находится на самом краю) – именно в том месте, где надо ехать на велосипеде – а никакой обочины нет вообще, иногда даже бортик. Если трафик маленький, можно ехать левее этой полосы, а вот если достаточно большой – очень неприятно. И еще одна помеха – дождь. Мы привыкли и умеем ездить под дождем, но здесь это было такое природное явление, при котором все движение останавливалось – просто ничего не видно. Благо, на пути попадалось много мостов и остановок с крышами, где можно было переждать ливень.

И еще немного о дорогах. Конечно, лучше маршрут планировать не просто по второстепенным дорогам, а совсем по проселочным. Да, километраж увеличивается (процентов на 30), но мы получаем практически пустую дорогу, в любом месте на обочине можно остановиться отдохнуть, перекусить (а при нужде - и переночевать, нам пару раз приходилось). Ввиду маленького трафика можно ехать рядом, разговаривать. Единственный минус – сложность ориентирования: такие дороги уже не имеют маркировки, надо внимательно следить за указателями, изучить по карте, какие деревни находятся на пути, что возможно только с очень хорошей картой или со знающим сопровождающим.

Хороши небольшие шведские городки: центральная площадь с ратушей, красивый, с множеством цветов, а иногда даже с пальмами местный «Арбат». Городки следует посещать еще и для закупки продуктов: супермаркеты работают до 8-9 часов вечера. Еще продукты можно купить в магазинчиках при крупных автозаправках, но там выбор значительно меньше. Очень рекомендую национальную шведскую еду – фрикадельки. 

Продаются уже готовые в замороженном виде, хранятся в упаковке до 3 дней, можно класть в суп, а можно есть и так, даже особо не разогревая. И, конечно, брусничное варенье – в килограммовых пластмассовых ведрах. Можно мазать на хлеб, можно разводить водой и использовать для питья.

В городах есть информационные центры для туристов – можно взять карты, путеводители, получить информацию о кемпингах, интересных местах. Часто в таком центре есть бесплатный интернет (еще бесплатный интернет бывает в городской библиотеке).

Теперь о кемпингах. Вообще в Швеции разрешается останавливаться на ночь где угодно, лишь бы земля была «ничья» - мы видели палатки на набережной в центре Стокгольма (сначала позавидовали, а потом возник вопрос – а как же они в туалет ходят). Однако следует готовиться к тому, что, если на некотором участке пути нет кемпингов, там и вообще нет приличных мест для стоянки (поле, болото, пастбище, частная территория, промзона, зона отдыха с табличкой «no camping» и т.п.). Стоит кемпинг недорого, особенно если вы путешествуете компанией, а времени и сил за счет приготовления пищи (обычно есть не только плита, но также СВЧ-печь, гриль, а иногда и фритюрница) и прочих бытовых мелочей экономится много. По моим наблюдениям, самые плохие и дорогие кемпинги - в Стокгольме (там нет помещения для еды, только непосредственно кухня, душ платный), чуть лучше – в особо известных туристических местах (слишком много народа), а лучше всего – около небольших городков или просто «на природе». Это «свои» кемпинги, не для приезжих, а для шведов. Там вы найдете роскошную кухню (часто даже с посудой), отапливаемую столовую (на обогревателях можно вещи сушить, да и вообще приятно поужинать в теплом сухом месте), комнату отдыха с телевизором, библиотекой, набором путеводителей с описанием окружающей местности, бесплатный душ, иногда сауну, часто хороший пляж, прокат лодок и т.п. Такие кемпинги расположены в очень красивых местах, их стоит посетить только за это. Например, один кемпинг на нашем пути располагался на острове посреди огромного озера (к нему вели 2 моста с разных берегов), а другой оказался в роскошном лесу на берегу узкого извилистого фиорда, да еще рядом с птичьим базаром – никогда не видела столько птиц одновременно.

Зоопарк Кальморден. Путеводитель советует провести в нем 2 дня. Зоопарк несколько необычный. В нем невелико разнообразие видов зверей, но зверей одного вида может быть очень много, причем содержатся разные звери все вместе в огромных вольерах (лишь бы не ели друг друга).  В каждом вольере 2-3 раза в день устраиваются различные полуцирковые шоу со зверями: показывается, что они умеют, как едят и т.п. Мы посмотрели выступление дельфинов, тюленей и прочих ластоногих, очень понравилось шоу птиц (дрессированные охотничьи птицы показывали свои возможности). Говорят, это единственное в мире шоу.

Сафари-парк это, в общем-то, тоже зоопарк, просто клетки очень большие, по ним проложены дорожки, по которым ездят на машине. Те, у кого машины нет, ничего не теряют, могут посетить этот парк на автобусе с огромными стеклами. Звери к транспорту привыкли, не обращают на него внимания, поэтому забавно наблюдать, когда страус шипит на автобус, проезжающий слишком близко от него, а жираф пытается заглянуть в окно.

Дорога в Кальморден и из него. Выделяю это как отдельную достопримечательность – стоит того. Дело в том, что зоопарк расположен на берегу фиорда, среди высоких скал (скалы часто являются естественными разделителями мест обитания разных видов животных). Поэтому вдоль дороги с одной стороны – море, а с другой - отвесная скала. Иногда дорога резко поднимается в гору, море тогда сверкает где-то внизу, иногда спускается вниз, и тогда тебя сопровождает шум многочисленных ручьев-водопадов, спускающихся со скал в море. К тому же машин в этих местах практически нет – вдали от моря, за скалами, проходит автобан, который и забирает основной трафик.


Город Норчепинг. Это чудо – промышленная «Венеция». В позапрошлом веке протекающую через город речку перегородили плотинами, поделили на рукава и понастроили на ней (не только на берегах, а прямо в воде) всяких промышленных предприятий, нуждающихся в воде (как для вращения станков – там водяные колеса, так и для других целей).

 Сейчас во всех этих зданиях – музеи, выставочные залы, кафе и т.п. Очень интересно попасть по мостикам в дом, расположенный посередине реки, спуститься в подвал и обнаружить себя ниже уровня воды.

А еще в городе есть музей под открытым небом – петроглифы. Это рисунки древних людей на камнях (натуральные, именно в том месте, где их и делали – были случайно обнаружены под слоями мха на огромном камне на берегу реки).



Гота-канал. Это канал, прорытый 175 лет назад поперек через всю Швецию (участки канала соединяют естественные водоемы). Получился путь из Северного моря в Балтийское. Сначала, он нас, честно говоря, не впечатлил совершенно: узенький, с маленькими шлюзами через каждые 100-200 метров. Просто мы привыкли, что такие сооружения делаются для нужд промышленности. Гота-канал же был прорыт для отдыха. По нему удобно плавать на небольших яхтах, вдоль всего канала проложена велодорожка.

Мы побывали только на небольшой части канала – самом его конце, увидели красивейший, с высокими скальными берегами фиорд, где канал «впадает» в море, но смогли оценить грандиозность и красоту этого сооружения. Во-первых, он очень круто спускается в море, поэтому часто шлюзы следуют один за другим по 3-4 штуки, а во-вторых, очень интересно то, что, так как он проложен по склону горы, левый его берег – скала, зато вся местность справа – ниже уровня канала!! Из-за этого ехать по велодорожке, которая как раз на правом берегу, было даже несколько боязно: вот пойдет дождь или не закроется какой-нибудь шлюз и вся эта вода начнет проливаться.

И, конечно, нельзя не вспомнить идиллический городок на берегу Гота-канала – Содерчепинг.

Аккуратненькие «пряничные» домики с красными черепичными крышами, мощеные улицы, ручейки, журчащие под арочными мостиками – словом, совершенно сказочное, нереальное место.

Так и веет спокойствием и стариной. Кажется, что сейчас из-за поворота покажется дама в кринолине и вот на таком велосипеде (фото велосипеда). Кстати, такой велосипед является эмблемой велодорожки вдоль Гота-канала.

Вообще вокруг Гота канала места очень красивые, много памятников древнейшей истории, рунных камней и т.п.

Озеро Меларен. Обнаружив, что более ни в какое из запланированных мест мы не успеваем (доехать мы бы смогли, но вот посмотреть все, побывать в музеях уже времени не хватало), мы решили объехать озеро Меларен. Это огромное озеро, на восточном берегу которого (при впадении его в море) стоит Стокгольм. Причем мы объезжали озеро не по кругу, по берегу, а по середине: ехали по островам, соединенным огромными мостами. Очень красивые места, приятная дорога, несмотря даже на то, что машин на ней немало. 

Музей-усадьба, Julita.Музей был обнаружен нами случайно: при просмотре карты окрестностей города Катринехольм и поиске наиболее спокойного пути. Мы были очень довольны, что, сделав крюк в 30 км, во-первых, проехали по тихим сельским грунтовкам (кстати, шведские грунтовки – в отличном состоянии, так как проложены в основном по скалам, никакого асфальта просто не надо), а во-вторых, посетили этот музей. Музей даже не знаю чего. В этом очаровательном месте в свое время был и монастырь, и усадьба, и музей деревянного зодчества (подобие Скансена). Все это тщательно сохранено и процветает: монастырский сад превращен в ботанический, а приусадебное хозяйство – в минизоопарк.

Теперь о неприятностях.

Про дожди я уже писала. Это надо принять как данность, иметь в виду, что погода может поменяться по несколько раз на дню, не отчаиваться, когда кажется, что дождь зарядил навечно. Они там частые, но недолгие. Конечно, очень «отмокают» велосипеды. Даже если дождей нет, ночью выпадает сильная роса. Надо пользоваться смазкой. Кстати, мы в Стокгольме в веломагазине купили накидки от дождя, очень удобные.

Еще нам доставляли неприятности клещи. Оказывается, в Прибалтике основной период их активности как раз приходится на конец лета. Надо брать с собой специальные химические средства защиты и, в любом случае, по вечерам тщательно проверяться.

А про одну из проблем расскажу отдельно. Ситуация: до Стокгольма (и отправления парома в Хельсинки) чуть  более 200 км и два дня, субботнее утро. Выезжаем, у Игоря поскрипывают и нехорошо стучат педали. Попала грязь? Нет, приходится снимать шатуны и разбирать весь узел. О, ужас: оттуда выпрыгивают и катятся по асфальту шарики – сгнила оправка подшипника. Игорь пересаживается на мой велосипед и совершает рейд по всевозможным веломастерским, магазинам запчастей и универмагам ближайшего городка (далеко мы отъехать не успели). А они все уже закрыты! До понедельника! Что делать? Паром ждать не будет, и виза заканчивается. Бросать велосипед? Ведь ни на каком общественном транспорте с велосипедом ехать нельзя. Этим, конечно, Швеция не совсем удобна для велопутешествий – страшно забираться далеко, всегда надо иметь в запасе время на непредвиденные поломки. На ремонт в мастерской рассчитывать не стоит – они сильно загружены и просят несколько дней, если нужно что-нибудь серьезнее, чем поменять резину. Так что все нужно делать самим, ну и иметь инструменты и ремнабор, соответственно.

Кстати, магазинов и веломастерских там полно, и, если возникнет желание и необходимость, покупать велозапчасти лучше не в универмагах, а в больших специализированных магазинах. Они обычно расположены на окраине города и совмещают в себе магазин, мастерскую, комиссионку. Мы в одном из таких магазинов обменяли мне велосипед: сдали старый, уже давно свое отъездивший, доплатили за новый. Получилось ли дороже или дешевле, чем в Москве? Не знаю, в Москве таких просто нет: так называемая «планетарная» втулка: велосипед имеет переключатель скоростей, но при этом задний тормоз – ножной. И велосипед все-таки не китайский, а шведской сборки.

Как мы справились со своей поломкой? Подшипник найти не удалось. Собрали шарики, запихали их без оправки, благо была очень густая смазка, в которую их и посадили. Своими силами собрали узел и, помолившись Великому Велосипедному Богу, Игорь смог доехать на подшипнике без оправки.

Итог: 700 км за 2 недели (10 ходовых дней), куча впечатлений и неуемное желание попасть туда снова.

Татьяна Грацианова