Заметки о вело-путешествии по Финляндии, Аландским островам и Швеции 

Маршрут: Турку – Аландские острова – Стокгольм – Хельсинки Сроки: 24 июня – 8 июля 2005 г. Количество участников – 6 человек

За предыдущие годы члены Русского клуба велопутешествий (РКВ) основательно объездили южную и центральную Финляндию. Страна идеально подходит для велотуризма, и здесь уже практически не осталось для нас неизвестных районов и городов. На этот раз группа членов РКВ решила не только посмотреть Финляндию, но и сравнить её со Швецией. И отправиться туда через Аландские острова.
Ехать в Финляндию решили на поезде «Лев Толстой» - как мы его зовём, «машине времени», переносящей нас в далёкое будущее России, когда велосипед станет равноправным с автомобилем средством транспорта. В Финляндии всё делается для велосипедистов. Их уважают, о них заботятся, и во всех ситуациях они имеют преимущество перед автомобилистами. 

Неожиданности начались на Ленинградском вокзале столицы. Мы планировали, как обычно, сдать велосипеды в багажный вагон. За 20 минут до отправления узнаём, что багажный вагон до Хельсинки отсутствует. Наши железнодорожники ликвидировали его за нерентабельностью. Есть багажный до Выборга, но пассажирам, едущим в Финляндию, билеты в этот багажный не продают. Видя безвыходность ситуации, начальник поезда Петр Николаевич взял таки велосипеды в багажный, обязав нас в Выборге переоформить багаж. В Выборге в тарифах багажной кассы даже не оказалось такой статьи как велосипед. Лишь с помощью Петра Николаевича мы оформили велосипеды как багаж (605 р. каждый) на перевозку животных – собак весом 20 кг и поместили велосипеды в свободное купе. 
Вторая неожиданность – при пересадке в Хельсинки на Турку. Поезда в Турку идут каждый час, но составы типа IC-2 принимают не более 3 велосипедов каждый. Пришлось ждать регионального поезда, который отправляется через 6 часов. За провоз каждого велосипеда в специальном багажном вагоне заплатили по 9 евро. Это цена при перевозке велосипеда в региональных поездах по финской ж/д на любое расстояние.
Свободное время решили использовать для велопрогулки по Хельсинки. На площади у Дворца Финляндии познакомились с велополицейскими. Они были очень дружелюбны (фото 1).

 

Приехав в Турку около 20.00, решили прокатиться по городу, прежде чем отправляться в кемпинг. Благо, стояли белые ночи. Посмотрели старейший в Финляндии Кафедральный собор, построенный в 1280 году (фото 2) и средневековый Замок Турку (фото 3), полюбовались набережными реки Аурайоки, рассекающей город пополам.
Кемпинг Руиссало расположен на острове в 9 км от центра Турку. К нему ведёт замечательная велодорожка через леса и вдоль побережья. Сам кемпинг не оставил благоприятного впечатления. На площадке для палаток молодёжь врубила музыку во всю мощь, так что дрожали перепонки. Потом молодые парни перепились и стали драться. К счастью, к нам не приставали. Это характерно для финнов – при всех внутренних разборках они никогда не задевают посторонних, тем более иностранцев.
На следующий день едем 29 км – и весь путь по велодорожкам, в Наантали, красивый курортный городок, в основном, приспособленный для семейного отдыха. На острове – парк Муми-Троллей. Вход 19 евро. Автобусы привозят кучу семей с детьми. К парку подвозит «паровозик» – автомобиль, оформленный в виде паровоза с прицепами. Впечатления от парка описаны в прошлогоднем отчёте Татьяны Грациановой о велопутешествии по Финляндии. 

 

Кемпинг расположен на горе перед мостом на острова Архипелага Турку, примечательного нетронутой и бережно охраняемой природой. Как мы узнали позже, этот огромный Архипелаг, как и Аланды – излюбленное место для путешествий велотуристов. Дорога на мост идёт сквозь туннель в горе, по которому на велосипедах ехать запрещено. Велосипедистам приходится одолевать гору. Кемпинг нам очень понравился, хотя и довольно дорогой – все оборудование по высшему классу. Он входит в шестёрку лучших кемпингов Финляндии для семейного отдыха. Вокруг маркированные лесные велодорожки, смотровые площадки (вид на Наантали со смотровой площадки на фото 4). Стояла прекрасная солнечная погода, и наши велотуристы не замедлили искупаться в проливе, хотя вода была не теплее 18-19?С.

На следующий день едем 51 км до Кустави. Переезд на пароме (4 евро с человека) из Teersalo в Hakenpaa занял около часа. Пошел дождь, и мы порядком вымокли. В кемпинге засунули мокрые вещи в сушилку, но за час они так и не высохли, как следует.
Утром на местном пароме переправляемся на остров, где стоит пристань Osnas для всех паромов на Аландские острова. Паром для пешеходов и велосипедистов бесплатный, зато для моторизованных людей цены весьма кусаются. Сотрудник Информационного центра на пристани, молодой рыжий парень, весьма общителен и говорит по-русски. Он говорит, изучал его в университете. Он живет на Аландах, но на работу на материк ездит на велосипеде, хотя имеет и мотоцикл. Говорит, ездить на мотоцикле через паром ему накладно. Он рассказал нам об особом статусе Аландских островов. 

 

С 1809 по 1917 год Аланды в составе Финляндии принадлежали России. С тех пор столица Аландов Мариенхамн сохраняет название в честь жены русского императора Николая I. Когда Ленин в 1917 году подарил Финляндии независимость, Аланды формально оставались в составе Финляндии, но шведское население (почти 100%:) потребовало присоединения к Швеции. Споры в Лиге Наций разрешились лишь в 1921 г. Аландам дан статус самостоятельного образования в составе Финляндии, но полностью демилитаризованного – здесь нет ни одного военного, никаких воинских частей. Единственное военное сооружение на Аландах - российская крепость Бомарсунд, точнее, её историческая реконструкция, заботливо сохраняемая (фото 5,6). Жители Аландов освобождены от воинской службы. Единственный государственный язык – шведский. На сегодня во всём мире признано, что Аланды являются образцом решения проблем национальных меньшинств.

 

Паром очень комфортабельный, с каютами (фото 7). 

Идёт до острова Ava минут сорок. С нами на паром садятся более двух десятков местных и иностранных велотуристов. Очевидно, что Аланды у велотуристов весьма популярны. Готовимся к старту по пустынным дорогам Аландских островов (фото 8). Садимся на велосипеды и мчимся на юг по цепочке островов Brando, соединённых мостами. Катить одно удовольствие: ветер в спину, дороги идеальные и почти нет машин. Кругом нетронутая природа и … ни одного магазина. Ждём следующего парома, дожевывая остатки запасов. Ветер пронизывает насквозь, и скрыться от него на пристани совершенно некуда. Пристань – голая скала, открытая всем ветрам. Только Алексей нашел себе занятие – скачет на велосипеде по камням, как заправский фрирайдер. 


Очередной паром привёз нас на остров Vardo. Едем до кемпинга Prasto, так и не найдя ни одного магазина, где было бы можно прикупить продуктов. Время уже позднее, и нам приходится довольствоваться своими московскими запасами. Зато в кемпинге, в отличие от материковой Финляндии, не вешают номерки на палатки, и можно ставить лишнюю палатку. 
На следующий день проехали 60 км до Eckero, откуда ходят паромы в Швецию. Здесь есть супермаркет, и мы отоварились по полной программе. Пошли в банк менять евро на шведские кроны. Оказалось, комиссия за каждую операцию 3.5 евро. Тогда хитрые русские собрали деньги всей группы и обменяли за одну операцию. Правда, потом казначею Алексею предстояла головоломка, как правильно поделить шведские кроны.

И вот мы делаем первые шаги по Швеции. Сначала, как водится, заходим в информационный центр тут же в гавани, изучаем обстановку (фото 9). Велодорожек вне городов практически нет. Основные дороги узкие, нет отбортовки и обочин. Машин на главных дорогах много, и ехать по ним удовольствия мало.  Правда, как и в Финляндии, водители весьма вежливы и ездят очень аккуратно. Тем не менее, мы при любой возможности уходили с главных дорог на проселки, пусть и более протяжённые. Некоторые дороги просто прорублены в скальной породе (фото 10). Продукты здесь существенно дешевле, чем в Финляндии, чуть ли не в полтора раза. У каждого супермаркета лотки с клубникой – ну как не купить!

 

Первую остановку сделали в кемпинге города Norrtalje. Порядки в кемпингах здесь другие. Паспорта нигде не спрашивают, но требуют карту Scandinavia Camping. На следующий день осуществили 90 км велопробег до Стокгольма. По дороге нашли озеро, на берегу которого устроили обед (фото 11), и в котором наши наиболее закалённые товарищи Виктор и Андрей с удовольствием искупались. В Стокгольме мы остановились в кемпинге Ostermalms вблизи центра города. Кемпинг (наш лагерь на фото 12) оборудован на месте бывшего ипподрома. Имеет трибуны, под которыми расположены все удобства. Разве что с умывальниками напряженка – они имеются только в туалете. На кухне нет столов – кушай стоя или иди, садись на трибуны. Кемпинг находится рядом с оживлённой трассой и перекрёстком. Шум от трассы неумолчный, всю ночь. Особенно оглушительный рев издают мотоциклы, срывающиеся на зелёный свет после остановки на светофоре.

Мы сразу отправились в центр Стокгольма (фото 13), благо станция метро рядом. Билет стоит 30 крон, но для групп 5 человек – всего 80 крон. Об этом нам любезно сообщил кассир, дав возможность сэкономить. В дальнейшем мы на метро не ездили, поскольку до кемпинга всего 20 мин пешком от центра, а на велосипеде – вообще делать нечего.

Правда, Женя откопал информацию о двух уникальных станциях метро, и мы специально съездили их посмотреть. Одна из них украшена жуками, вернее их рисунками и художественными импровизациями на тему жуков. Другая станция выглядит как грот, выдолбленный в сплошной скале. Даже вода стекает по стенам, а у входа барельефы, изображающие древние руины каких-то раскопок (фото 14).

Первым делом прогулялись по пешеходной улице Королевы Drottniggatan. Здесь сплошные магазины и бары. Обошли Королевский дворец, снялись с гвардейцем, стоящим на страже у входа во дворец. Главная прелесть Стокгольма – множество островов и проливов, их набережные и мосты (Фото 15). Мы попытались объехать эти набережные. Почти везде удавалось катить по велодорожкам. Получилось более 50 км. Поднялись на городскую ратушу. Виды оттуда на город просто великолепные (фото 16-17).

Также в Стокгольме множество музеев – их около 60. Мы посетили самый знаменитый – народный музей под открытым небом Скансен. Он расположен на холме. Здесь есть и старинные постройки вроде стеклодувной и механической мастерских, свой зоопарк, центр развлечений для детей. Кого-то привлёк музей исторического корабля Васа, кого-то Технический музей, где разрешается дёргать за все ручки и смотреть технику в действии. И вот мы на гигантском пароме Viking Line (фото 18) отправляемся в Хельсинки.

 

Очень долго, почти два часа, паром медленно выходит из залива, проходит мимо множества шхер и островов. Виды берегов нас не оставляют равнодушными (фото 19-21). Каюты на 4 человека расположены ниже ватерлинии. Но при входе в каюту глаз упирается в картину с видом на остров и маяк на нём, создавая впечатление окна и настраивая на благодушный лад. В каюте душ, туалет, мягкие постели с бельём и свежий воздух. И тишина. В общем, мы выспались отменно. Утром не успели закончить завтрак в недорогом кафе самообслуживания, как приплыли в Хельсинки.

 

Катим в кемпинг Растила (фото 22). Рядом с кемпингом станция метро – очень удобно ездить в город. К тому же, провоз велосипедов в метро бесплатный, правда, надо избегать часов пик. Лифт доставляет велосипеды с поверхности прямо на платформу. Каждый занимается по собственной программе: кто ходит по музеям, кто ищет сувениры, а кто просто гоняет по городу на велосипеде – благо, есть что посмотреть, и везде велодорожки. Я же решил разведать национальный веломаршрут №7, идущий в сторону Порво. Он проходил прямо от ворот кемпинга и шел через лес, петляя по холмам и обходя скалы. Первые 12 километров доставили мне истинное удовольствие. Далее маршрут вышел на довольно однообразную велодорожку вдоль магистрали на Порво. Когда мне надоело ехать по ней, я свернул на просёлок, ведущий на полуостров, с надеждой искупаться в заливе. Однако всё побережье застроено домами. Наконец, я не вытерпел и вышел напрямую к воде. Только успел окунуться и стал натягивать штаны, как из дома выскочил хозяин, держа в руках косу, а с ним два огромных волкодава. Всё, думаю, пришёл мой бесславный конец. Но волкодавы остановились, и хозяин стал бешено кричать, размахивая косой. Я что-то бормотал на английском и просил прощения за нарушение частной собственности. Когда хозяин понял, что я не понимаю финского, он стал кричать про «completely private property». Я быстренько собрал вещи и под конвоем рычащих псов покинул эту частную собственность. На прощанье я имел наглость обернуться и помахать хозяину ручкой. На удивление, он также помахал мне и улыбнулся довольный собой – проучил нарушителя - чужеземца.

На следующий день мы заблаговременно отправляемся на вокзал (такой стоянки велосипедов, как у этого вокзала, в России не увидишь!), пакуем велосипеды в чехлы, загружаемся в «машину времени», которая возвращает нас назад во времени - в родное прошлое («прошлое» для Финляндии - относительно ситуации с велосипедом). Good bye, страна Suomi. Увидимся ли снова?

 

Игорь Налимов

Список фотографий
Снимки 1-7, 10, 12-15 сделаны Евгением Бердниковым, снимки 8, 9 и 11 – Андреем Сычевым, снимки 16-23 – Игорем Налимовым.