Отчет о путешествии по Финляндии в 2004 году.
Страна чистого неба
Путешествие семьи из 5 человек (мама, папа, дети: 7, 10 и 15 лет) по Финляндии
в составе группы Русского Клуба Велопутешествий
под руководством Налимова И.П.
Маршрут: Москва – Лахти (поезд) – Турку(автобус) – Тамисаари (автобус) – Хельсинки (электричка) - Москва (поезд)
Общее описание. Это не был велопоход, когда люди с рюкзаками с утра до вечера едут на новое место, останавливаясь по дороге взглянуть на достопримечательности. Не было это и экскурсионным туром, так как жили мы в палатках, а на велосипедах проехали более 400 км. У нас было 4 базовых стоянки: Лахти, Турку, Тамисаари и Эспо, где мы жили в кемпингах по 3-4 дня и откуда совершали регулярные радиальные выезды для осмотра достопримечательностей. Бывали у нас целиком «велосипедные» дни, когда мы проезжали по 40-60 км, осматривая окрестности с седла велосипеда, а были дни пеших прогулок, целиком посвященные музеям и паркам. Между своими стоянками мы перемещались на автобусах и поездах.
Надо сказать, что в Финляндии с этим очень просто: в автобус в багажное отделение легко грузится несколько велосипедов, а в электричках есть специальные вагоны для перевозки крупногабаритных грузов. Такой вид организации путешествия очень удобен, если ваша основная задача не «намотать» километры, а осмотреть страну. Меньше времени тратится на сборку-установку лагеря, так как это делается не каждый день, без груза проще осматривать достопримечательности, к тому же нет необходимости всюду передвигаться целой группой, каждый может посетить, что он больше захочет, передвигаясь в своем темпе.
Первые впечатления. По дороге, вдоль железнодорожного полотна, бежал заяц. Его мы увидели, как только переехали границу. Мы сочли это хорошей приметой. Впрочем, зайцев, белок и даже оленя мы видели потом не раз.
Нашим первым городом был Лахти, мы туда приехали рано утром в воскресенье. Поразило большое количество инвалидов на улицах с разными приспособлениями, помогающими движению: на колясках, с «табуретками» на колесиках, на которые можно опираться и т.п.
Потом мы поняли, что, видимо, инвалидов здесь не больше, чем в Москве, просто наши вынуждены сидеть дома, а здесь они могут гулять со своими приспособлениями по велодорожкам. Велодорожки в Лахти роскошные. Чувствуется, что тот, кто их проектировал, много ездит на велосипеде. В любом месте можно проехать, не то что не слезая с велосипеда, а даже без малейших подпрыгиваний. На переходах (или для велосипедов это «переезды»?) бордюрный камень аккуратно понижается до нулевого уровня.
Велодорожки есть везде: в городах, между городами, в парках. Конечно, по центру больших городов (Хельсинки, Турку) на велосипеде ездить не очень удобно: слишком много народу, во всех же прочих местах велосипед – незаменимое средство передвижения. Велодорожка – это не просто путь, по которому можно ездить на велосипеде. Это специально приспособленная, безопасная дорога: на ней нет бордюров и ступенек, она проложена так, чтобы избежать слишком большого перепада высот, пересекает большие шоссе по мостам или в туннелях.
Проживание. Кемпинги расположены в очень красивых местах на берегу озера или моря. В Тамисаари кемпинг был на окраине города (городок очень маленький), в Турку и Лахти от кемпинга до города было довольно далеко (около 10 км), но дорога настолько красива и разнообразна, что это не вызывало никаких неудобств. В Хельсинки мы жили недалеко от пригорода Эспо, из него в столицу добирались на электричке. Кемпинг – это большая территория, предназначенная в основном для отдыха в «передвижных дачах» (для них оборудованы стоянки с электророзетками), есть домики разного ценового уровня, но не везде и их немного, и поляна для установки палаток. Бытовые удобства представлены большим домом, в котором кухня (электроплиты и СВЧ-печка), туалет, душ. Все помещения общего пользования в отличном состоянии, чистые. Одно неудобство: это помещение стоит посередине кемпинга, и наша палатка иногда оказывалась довольно далеко от него. Но ведь у нас есть свои транспортные средства! В туалет – на велосипеде!
Еще в кемпинге есть пляж, спортивная площадка, детская площадка и живой уголок Животные придают месту особое очарование. Есть место для разведения костра, причем это не просто поляна с кострищем, а куча дров и огромное сооружение «кухонно-кострового» искусства: печь или камин, решетки, вертелы для жарки мяса. Мы жарили сосиски.
Несмотря на достаточно большое количество народу, в кемпингах тихо (разве что на детской площадке стоит гомон). У финнов не принято громко кричать, включать в машине музыку на полную мощность, даже для мобильных телефонов они используют виброзвонок. В кемпингах проводятся временами различные мероприятия, песенные фестивали, но об этом надо узнавать заранее. Например, в Эспо мы попали на международный конкурс скульптуры из песка - каких же там сооружений понастроили!
Вокруг кемпинга – лес. Леса в Финляндии богатые: грибов мы не собирали, только любовались, а вот ягоды ели каждый день. Пока готовился завтрак, дети успевали набрать к каше черники, земляники, ирги или красной смородины.
Кафе есть не во всех кемпингах. Иногда есть маленький магазинчик, а иногда только киоск с мороженым и конфетками. Утром и вечером мы готовили себе еду на кухне (брали с собой кастрюльку) из привезенных из России и купленных в местном супермаркете (расположены обычно при выезде из города) продуктов.
Отдыхают в кемпингах обычно семьями или большими компаниями люди самого разного возраста, достатка и т.п. Один раз рядом с нами жили пенсионеры из Германии (несмотря на преклонный возраст, они предпочитают жить в палатке, потому что ценят свободу и свежий воздух), в другом кемпинге дети познакомились с шумной компанией студентов из Польши и Швеции. Финны приезжают в кемпинги как на целый отпуск, так и на выходные, и даже на несколько часов после работы.
Экскурсионная программа
Лахти. И город, и кемпинг расположены на берегу огромного озера. Правда, оценить его огромность можно, только поездив вокруг: на озере очень много островов и большой воды не видно. Мы поездили вдоль берегов, по шоссе, по лесным дорожкам (как только руководитель группы останавливался, чтобы сориентироваться на местности, дети бросали велосипеды и нападали на землянику – обочины дорог от нее были красные), посмотрели на природу, сельскую жизнь: ровные, ухоженные поля, аккуратные, довольно далеко друг от друга расположенные хутора сельских жителей. Не знаю, запираются ли у них дома, но заборов вокруг домов и садов нет, в гаражах нет ворот. Живут очень красиво: много цветов – и на клумбах, и в подвесных корзинках на стенах и столбах, в садиках – всяческие украшения: скульптуры, фонарики.Очень приятно ездить: дороги в идеальном состоянии, на подъемах приходится постараться, зато на спусках можно наслаждаться скоростью. Лахти – один из основных центров горнолыжного спорта Финляндии, там даже была зимняя Олимпиада. Мы забирались на трамплин (летом он является смотровой площадкой) посмотреть на озеро сверху, съезжали по горнолыжной трассе (не понравилось – страшновато).
Конечно, мы много ездили по городу, заходили в костелы, музеи, парки. Очень нам понравился цветомузыкальный фонтан. Правда, оценить всю его прелесть мы не могли, для этого надо было приехать в город темным вечером, а у наших велосипедов не было фар.
Турку. В этом городе главным пунктом нашей программы было посещение Forum Marinum – морского музея.
В этот музейный комплекс входит собственно музей (расположенный в бывшем зернохранилище – очень необычное сооружение) и 4 корабля, стоящих на реке: 2 парусника и два военных. Здесь надо особо сказать о финских музеях. Во-первых, финны умеют все превратить в интересный музей.
Отслужившие свой век корабли, здания, технические сооружения превращаются в музеи (например, в Лахти мы с интересом осмотрели технический музей, расположенный на территории бывшего телецентра, основную экспозицию которого составляют уже ненужные антенны). А во-вторых, музеи устроены так, что экспонаты в них можно не только смотреть, а можно и нужно трогать, изучать, в общем, пользоваться ими; музейный работник - это не (как у нас) мрачная бабушка, которая следит, чтобы кто-нибудь до чего-нибудь не дотронулся, а консультант, к которому можно обратиться с вопросами. Очень много справочных материалов, можно включить видео- и аудио- информацию, есть компьютеры и игровые приставки, на которых можно поучаствовать в викторине по тематике музея. Поэтому мы досконально изучили историю балтийского мореплавания, современное состояние финского флота и т.п., очень понравилось смотреть в перископ (он был выведен из музея на улицу). На кораблях мы с удовольствием повертели штурвал, подергали всякие веревочки (это называется «снасти»), посидели в штурманском кресле (ох и сложные у них карты глубин!).
Обязательным экскурсионным объектом в Турку является крепость. Это очень большой, запутанный средневековый замок, с башнями и подземельями. В крепости расположено несколько музеев и выставок.
Еще нам очень понравился музей ремесел. Это случайно уцелевший при пожаре квартал города 17 века. Все сохранено, как было тогда: в домике часовщика можно посмотреть на старинные часы, с почты отправить открытку со специальным штампом, в лавке купить конфетку, в доме музыканта попробовать поиграть на национальном финском инструменте и т.п.
Нашим детям больше всего понравилась поездка в город Наантали в парк Муми-тролей. Наантали – очаровательный курортный городок на берегу моря: узкие, взбегающие в гору мощеные улочки, двухэтажные затейливо раскрашенные домики, толпы праздничной публики на набережной в уличных кафешках, море с многочисленными мелкими островами и снующими между ними парусниками…
Муми-парк - это нечто типа Диснейленда, только по книгам шведской писательницы Туве Янсон. Здесь нет привычных аттракционов типа качелей-каруселей, зато есть сказочная «пещера ужасов», настоящий огромный лабиринт (а посередине – вышка, чтобы родители могли обнаружить и «спасти» свое чадо), страшный лес, где гуляет загадочное эхо (в деревья вставлены различные звуковые устройства) и т.п. Интересно было и нашим разновозрастным детям, и нам: мы с удовольствием вспоминали любимые книжки (цитаты есть везде на английском языке с привязкой к местности), а дети даже поучаствовали в театрализованном представлении с главными героями сказок (всё поняли, только не знают, на каком языке они общались – на финском или на шведском).
Тамисаари. Это маленький городок на юге Финляндии на берегу моря. Очень интересно по нему ездить: начинаем от берега моря – едем в гору, с трудом въезжаем, немного проехали – и вниз, но… - стоп – можно в море упасть. Маленький городок на маленьком островке. Поскольку мы не смогли увидеть Аландский архипелаг и даже просто прокатиться на кораблике по морю в Турку, в Тамисаари мы решили восполнить этот пробел, тем более, что шхеры около города ничуть не хуже. Оказалось, что в этих шхерах находится национальный природный заповедник. Нам удалось туда попасть (час езды на быстроходном катере). Очень красивая дорога – кажется, что находишься не в море, а в небольшом озере, катер подъезжает к берегу, оказывается за скалой скрывается небольшой проливчик в следующее «озеро». Этот парк был единственным местом, где велосипеды не просто не нужны, а бесполезны. Там нет не то что велодорожек, а никаких дорожек и тропинок вообще!! Обшитые мхом скалы, по которым карабкаются деревья, черника величиной с вишню и море вперемешку с сушей – не понять, чего больше. По заповеднику проложены маршруты, они отмечены специальными вешками (похожи на морские буйки): становишься около одной вешки и смотришь, где же следующая.
Нам так понравились шхеры, что на следующий день мы решили посмотреть на них с другой стороны и поехали на велосипедах по шоссе в сторону «открытого моря». Мы переехали мост, проехали один остров, переправились на пароме на другой, проехали его и уперлись в стоянку автомобилей, плавно перетекающую в стоянку яхт – сюда жители из города приезжают на автомобилях, пересаживаются в катера и разъезжаются по домам. Очень жалко было покидать это чудесное место, но впереди нас ждал Хельсинки.
Хельсинки. Мы жили не в самом городе, а в его пригороде, кемпинг стоял на берегу большого озера, впрочем, времени на его осмотр у нас не хватило. До Хельсинки можно было доехать, конечно, на велосипеде, но мы либо на велосипедах доезжали до станции электрички, оставляли велосипеды на специально оборудованной стоянке и ехали в город без них (это было в те дни, когда у нас были предусмотрены пешие или водные экскурсии). В другие дни мы везли велосипеды с собой на электричке, там это гораздо проще, чем у нас, так как есть специально предназначенные для этого вагоны.
Вопреки представлению большинства туристов, посещающих Хельсинки на автобусной экскурсии по дороге в Европу, в этом городе есть что посмотреть: парки, выставки, музеи. Мы даже не успели посетить все, что бы нам хотелось, и на основной для российских туристов объект – аквапарк Серена – у нас времени тоже не хватило.
Город (центральная часть) несколько напоминает Петербург. Особенно нас поразил собор. Белый, сверкающий на солнце, он стоит на горе, завершая огромную площадь, отчего он кажется еще больше и выше; возникает впечатление, что он парит в воздухе. Интересна и современная церковь-концертный зал, выдолбленная в скале.
Почти целый день заняло у нас посещение научного парка развлечений «Эврика» (он находится недалеко от города). Пошли мы туда, конечно, ради детей, но интересно было и самим. Мы побывали в панорамном «реальном» кинотеатре, повертели винт Архимеда, «завели» маятник Фуко, смоделировали себе прически на компьютере, попробовали управлять луноходом.
Дети очень просились в зоопарк, мы не смогли им отказать и были очень были этим довольны. Зоопарк находится на острове (попасть в него можно на катере), очень красивая территория, животные располагаются в совершенно «естественных» условиях (трава в клетках не вытоптана, вода в водоемчиках чистая и т.п.). Стенки в клетках в большинстве случаев не из железной решетки, а стеклянные, причем изнутри стекло непрозрачное, животные не видят посетителей, свободно гуляют по своей территории. Одно обидно: территория у каждого животного довольно большая, и по зоопарку надо не бегать, а гулять с финской неторопливостью, выискивая животных в зарослях, дожидаясь, пока они появятся из своих норок. Этого мы себе позволить не могли, поэтому, например, не увидели медведей, хотя условия для наблюдения за ними были прекрасными: кафе «Медведь» располагается прямо внутри медвежьей клетки (естественно, за стеклянными стенками). Зато нам повезло увидеть очень близко тюленей, так как в это время у них был «тихий час», посмотреть на полярного волка (этих северных животных редко можно увидеть в зоопарках).
А еще мы, конечно же, побывали в «рыбьем зоопарке» - океанариуме «Sea Life», где представлена разнообразная морская и речная живность от морских коньков размером с палец до огромных осетров и акул. Наблюдать за ними также можно как снаружи, так и «изнутри», проходя через стеклянный туннель внутри огромного аквариума.
Одним из «обязательных» туристских объектов Хельсинки является крепость Суоменлинна (или по-шведски Свеаборг). Это на самом деле большой район Хельсинки, расположенный на нескольких островах (там и жилые дома есть, и учреждения), сейчас он является местом отдыха, общественным пляжем. Сама крепость огромн ая, в ней много всяких музеев. Нам очень понравились подземелья – темные и холодные. Еще в Хельсинки есть очень интересный музей под открытым небом, нечто вроде наших музеев деревянного зодчества: там собраны строения (дома, церкви, хозяйственный постройки) из разных областей Финляндии. В дома можно зайти внутрь, музейные работники, одетые в соответствующую одежду, «изображают» обитателей дома.
Хельсинки – город, большая часть которого расположена на островах, поэтому мы решили обязательно побывать на одной из экскурсий по прибрежным шхерам. Проводятся такие экскурсии на небольших низеньких катерах, которые могут проплывать по узким проливам и под мостами.
На велосипеде мы также много ездили по городу (собственно, никаким общественным транспортом, кроме катера, мы не пользовались). По центру ездить на велосипеде неудобно. Причем даже не потому, что достаточно много народу, а потому, что велодорожки на центральных улицах мощеные, как и сами улицы, а на велосипеде по брусчатке – не очень-то приятно.
Зато чуть в стороне от центра – раздолье. Велодорожки не только специально размечены и отделены и от проезжей части, и от тротуара, но на них стоят еще и специальные маленькие светофорчики. На больших шоссе велодорожки сделаны на «бульварах» посередине автомобильной дороги: едешь среди деревьев и не очень обращаешь внимание, что справа и слева потоки машин. Благодаря велосипедам, мы смогли посетить интересное место, недоступное большинству туристов из-за своей удаленности. Мы прочитали в путеводителе, что зародился город Хельсинки довольно далеко от современного центра на берегу бурной реки, а сейчас в этом месте можно посмотреть пороги и водопады, а также одну из самых старых электростанций в Европе. Зная, как красивы пороги на карельских реках, мы решили посмотреть, как с этим обстоит дело в Финляндии. Водопад превзошел все наши ожидания. Эта «Ниагара» грохотала так, что разговаривать рядом с ней было нельзя, и не давала себя сфотографировать, спрятавшись за радугой брызг.
Пороги – тоже достаточно солидные. Говорят, на них хорошо ловится местный деликатес «лоохи» – лосось (действительно, готовят они его удивительно вкусно, может, потому что свежий, а не из холодильника).
Неприятности и трудности.
1. Из Москвы в Хельсинки ходит единственный поезд, в котором нет плацкартных вагонов. В купе очень хорошо, красиво, чисто удобно… если с вами нет велосипеда. Нет, один кое-как можно пристроить наверх, на место для багажа; если хорошо постараться, то с помощью веревки туда можно пристроить и два велосипеда. А вот четыре разместить в купе можно, только людям уже спать будет негде. Вот так мы и ехали – полусидя.
2. От звездности кемпинга зависит наличие в нем места и оборудования для стирки, сушки и глажения. Конечно, постирать можно и в раковине, а вот высушить что-то в условиях дождливого финского лета на улице сложно. Нам регулярно приходилось сушить обувь на костре, как в настоящем походе.
3. И самое главное: сложности навигации. Только мы освоили несколько самых главных слов финского языка, как оказалось, что все вокруг говорят по-шведски. Но это, конечно, не страшно, так как оба языка мы не знаем одинаково. Основная сложность в том, что все географические объекты в стране имеют два названия: финское и шведское, причем часто эти названия совершенно непохожи друг на друга (Турку по-шведски – Або, Тамисаари – Экенас). Это касается городов, рек, деревень, островов, улиц, станций электрички, остановок автобуса и т.п. В путеводителях же часто упоминается только одно название. Представьте себе теперь, что у вас два путеводителя: на русском и английском языках, и одни и те же объекты даются в первом по-фински в русской транскрипции, а во втором – по-шведски в английской транскрипции. Понять, что это одно и то же, иногда удается, только, оказавшись на месте.
Страна чистого неба. А теперь о главном. Я назвала так свой рассказ, конечно, вовсе не потому, что в Финляндии все время светит яркое солнце. Напротив, как раз с погодой нам не повезло. Эту страну можно так назвать, во-первых, потому, что небо, воздух, вода здесь действительно очень чистые. Даже в городе и на автостраде дождь только мочит, но не пачкает, а в лужах – вода, а не бензин и прочая грязь. А еще важнее то, что Финляндия – очень спокойная страна. Здесь нет террористических актов, бурных выступлений, мало уголовных преступлений. Вы можете спокойно поздно вечером гулять по городу, ехать на электричке. Мы практически не видели пьяных, бомжей, хулиганов (и следов их деятельности). Очень быстро привыкаешь (а как потом трудно в России отвыкать!), к тому, что не надо бояться машин – остановятся, подождут; что компания «неформальной» молодежи, громко выясняющая отношения на улице, не только не станет к вам приставать, а расступится, чтобы не мешать пройти. А как много, оказывается, приобретает страна от того, что в ней нет воровства! На дачах и хуторах вместо заборов с колючей проволокой живые изгороди, на огромных панорамных окнах не решетки, а корзины с цветами. Туристам эта особенность страны тоже очень выгодна. Мы совершенно спокойно уезжали из кемпинга на целый день, оставляя свои палатки, все вещи (конечно, деньги, документы, фотоаппарат были у нас с собой, но спальные мешки тоже стоят недешево). Велосипеды мы также иногда оставляли надолго на стоянках (иногда мы их прикрепляли, но рюкзак с вещами особенно закрепить невозможно). Как это приятно, когда не надо посещать музеи по очереди, оставляя кого-то дежурить с вещами! И даже собаки там не лают на окружающих и не бросаются под колеса велосипеда, потому что хозяева, вместо того, чтобы объяснять «Она не тронет!» крепко их держат и хорошо воспитывают!
Автор текста и снимков - Татьяна Грацианова.
Комментарий от клуба:
Четыре велосипеда можно без особенных проблем перевозить в одном купе так, чтобы они не мешали велосипедистам, в этом же купе едущим. Для этого кроме велосипедов нужны два добровольца, веревка длиной метра 4, и некоторая доля ловкости. Перед загрузкой в купе велосипеды, как обычно, пакуются в велочехлы со снятыми педалями и предним колесом, снятым с вилки и привязаным к раме со стороны заднего переключателя для его дополнительной защиты. Если у велосипеда есть преднее крыло, а руль прямой (MTB), то переднее крыло тоже снимается.
Два велосипеда задними колесами закладываются в багажное отделение над дверью. При этом передняя часть велосипедов свисает над дверью. Два других велосипеда задними колесами кладутся поверх уже лежащих велосипедов и прижимают их. Маленькие багажные полочки соединяются веревкой, которая и служит второй точкой опоры для этой пары велосипедов. При этом для надежности можно закрепить веревку на рулевых колонках велосипедов и дополнительно зацепить ее за крюки, чаще всего присутствующие в потолке купе.
В результате получается, что велосипеды как бы притянуты к потолку купе и не мешают тем, кто будет спать на верхних полках.
В вагонах новых серий маленьких "третьих полок" нет, и крепить велосипеды приходится к рейлингу, идущему вдоль купе над верхней полкой. Несколько менее удобно, но тоже возможно.
Удачных Вам путешествий!