Словения

А как все начиналось...

Как родилась идея поехать в Словению?

Практически из ничего. Была я в Черногории, была я в Хорватии, следующая по береговой линии Адриатического моря – Словения. Все их 48 километров.

Дальше описание нашего велосипедного путешествия по Словении, планирование, прохождение по дням, эпизоды.

Ознакомится с планами велосипедных путешествий с автосопровождением.

Почитать про походы выходного дня.

 

Ну, я так глянула на карту, примерно набросала маршрутик, выложила план в Интернет.

Ближе к делу, написали мне письмо двое смелых, хотим, мол, присоединиться, здоровье позволяет, в походы ходили, в велопоходы не ходили.

Я не знаю, есть ли у меня IQ, пупырчатая душилка sms послать не дает, только поехали, отвечаю я им. И условие ставлю – обязательно надо вместе покататься до большого похода. А они возьми, да и согласись.

Дальше, купили билеты на самолет с 27-го апреля по 12-е мая, оформили страховку. Визы у нас со второго раза получились (шенген все-таки без оплаченного клочка земли для наших палаток никак).
На Пасху удалось поехать в совместный ПВД, как бы на открытие. К Пасхе, как раз похолодало, лесные дорожки схватились морозцем… Хорошо прошлись по лесной заснеженной дорожке. Я тогда не очень понимала, какое отношение снежный подмосковный перелазик имеет к походу  по солнечной Словении. Но поставленные условия надо выполнять – совместное ПВД до похода быть должно. Там и со снаряжением определились и способом заброски в Шереметево-2.

Итак, перед путешествием наши начальные условия были следующие:
- члены группы – 1 инструктор, 1 полуинструктор (он же руководитель и идейный вдохновитель путешествия) и 2 новичков, при этом гендерный состав двое на двое;
- 16 дней на взятие Словении;
- рельеф – Юлианские Альпы, прибрежье (тоже, когда от моря, то всегда в гору);
- ночевки планировались в кемпингах, или, по ситуации, в отелях.

Первая часть путешествия – горно-природная по национальному парку Триглав. Вторая пещерная, потом встреча с прекрасным, третья - море. В заключении осмотр Любляны. Если получится, то от Любляны, спуститься по реке Крка, от истока, пока не надоест.

27 апреля.

Приехали на аэроэкспрессе до Шереметево, пошли регистрироваться. Там косятся на наши велосипеды, грят, предупреждать надо. Мы сколько раз летали, не надо было, вдруг стало надо. А они нам Адриа маленький самолетик, маленький прислала. В моем понимании маленький самолетик это А320 – А 319… Поговорили мы с девушками, поговорили, взяли они с нас по 35 евро рублями за каждый велосипедик. Так и погрузили наш багаж. К маленькому самолетику в дальний угол аэропорта нас повезли на автобусе. По дороге, искали глазами самолетик. Нас подвозят к самолетику, в который, как раз паковали наши рюкзаки. Это был не А 319. Я не знаю, как это называется, в самолетике было всего 50 мест для пассажиров.
В полете кормить стали уже над блестящими болотами владений Батьки, причем хорошо кормили, что мне показалось добрым знаком.

20-10 самолетик приземлился.
Велосипеды в аэропорту Любляны, а надо заметить аэропорт расположен в 26 км. от Любляны, нам выдали почти целыми. Только у моего погнули эксцентрик на переднем колесе. Проблема решилась при помощи пассатижей.

На выходе из аэропорта, за стойкой информации сидел мальчик. Я у него, еще на английском, спросила дорогу в Крань (Kranj). Он, видимо, не усекнув ситуацию, поинтересовался, на чем мы поедем – на такси или на автобусе?
- By bikes – сказала я, ткнув рукой в находящиеся поблизости велосипеды.
Мальчик, достал свою карту-схему, нарисовал The best way. И мы поехали. По дороге купили на первой бензоколонке литр бензина и достаточное количество воды, на всякий случай. Но до Краня мы все-таки доехали. По Краню ехали по велодорожке, специально размеченной, идущей по пешеходному тротуару, с аккуратными съездами и специальными светофорами.
Ощущения при этом у меня были необычные.
Взяв «языка», отыскали единственный отель в городе и поселились в нем. 84 евро двухместный номер сутки с завтраком. При этом 20 % скидка была предоставлена нам.

За день по Словении на велосипеде 15 км. По асфальту.

28 апреля. 

 

В Кране в первом же книжном купили более подробную карту национального парка. Карты велодорожек покупать не стали – мне не понравилось их оформление. Покупая карту, как-то очень ярко почувствовался размер города и  страны – с 500 евро сдачи не было (и, похоже не было бы и вечером), милая дама из магазина сходила в ближайший банк поменять. А у меня в начале путешествия не было денег мельче. К тому же в Москве они не казались мне такими большими…
Городок Крань маленький, политый дождем, но очень симпатичный, стоит на реке Сава.
Поправили кривостоявшую камеру, покрутились по городку, поменяли еще одну проколовшуюся камеру. 
Дальше решили посмотреть Skofja Loka (причем первая s с галочкой наверху – как правильно читать, не знаю) – потому что там замок есть. Приехали – замок есть. Немного посветило Солнышко. Пообедали и покрутили вверх по речке Selscjca (буковки вторая s и первая c с галочками). Сначала очень резкий подъем, потом все не так страшно. Чем-то эта дорожка мне напомнила Чуйский тракт.
Проехали Bukovica, Selca, в Zelezniki (первая буква с галочкой) повернули к Rudno. У ручейка, сбегающего с весенних склонов, попили чаю, наслаждаясь небольшим перерывом в дожде.
От Rudno повернули к Rovtarica, дорога быстро стала грейдерной, причем вверх.
По тяжести вкатывания велосипеда, я бы сказала, что она напоминает перевал в национальном парке Dilek (это Турция), но по качеству сильно лучше.

 

Пройдя километра 4 вверх, устав и  промокнув, нашли площадочку для двух палаток, там и заночевали.

За день 45 км.
11 км/ч средняя скорость.

29 апреля.

 

Дорога все шла вниз. Мы от души прокатились. На спуске был один прокол.
В местечке Bohinjska Bistrica пообедали. Мешано мясо на две особы два раза и прочее.
После обеда дождик начал утихать, мы бодро доехали до Бохини (Bohinj).
На подъезде к Бохини, уронили фотоаппарат в канавную лужу, после чего он перестал работать. Благо был еще один.
Поискали жилье, нашли апартаменты Триглав в Stara Fuzina (z с галочкой).
Надо было все высушить, или почти все высушить. Чем мы занялись вечерком.

За день 33 км.
Средняя скорость 11 км./ч.
Максимальная скорость 49 км./ч.
Около 55 евро на четверых в сутки за апартаменты.

30 апреля. 

Утром у нас был план – обойти вокруг озера Бохинь с заездом на водопад Savice.


Мы пошли от апартаментов Триглав вокруг озера против часовой стрелки. Накрапывал дождик.
По дороге фотографировали на каждом шагу. Покрутим немного, пофотографируем. Вскоре увидели знак – встающий на дыбы велосипед. Посмеялись такому смешному знаку, и поехали дальше. Но, не долго ехали, действительно велосипед на дыбы встает. Слезли и пошли, где просто круто, где река камней.

От другого берега озера (Ukanc), пошли к водопаду. Поднялись по крутому грейдерочку, там будочка с сувенирами, в ней же билетики на просмотр водопада продают. 2,4 евро с человека.

После будочки, много ступенек, с километр, наверное. Не каждый за один присест поднимется.

 

По дороге сюда был один прокол. Пока трое пошли смотреть водопад, четвертый чинил велик.
После просмотра водопада, спускались обратно по другой стороне озера, по асфальту.
Вечером ходили по окрестностям, фотографировали, ловили лучи заходящего Солнца. Дождик к вечеру перестал. Двое смелых пошли купаться.

 

Пока фотографировали и купались, магазин с продуктами закрылся. Но это не испортило настроения.
За день 20 км с велосипедом.

Средняя скорость 9, 75 км./ч.

Максимальная скорость 43 км./ч.

1 мая. 

Утром после завтрака, собранных вещей и выписки из апартаментов, поднастроили тормоза велосипедов. Мой передний дисковый тормоз «поднастроить» не удалось – колодки стерлись, пружина вывернулась наружу – только замена колодок и пружины могла помочь. Колодки и пружину сняли, положили в рюкзак в качестве образца.

Поехали в ближайшую деревеньку Studor - там по схеме обозначено ранчо. А на ранчо можно покататься на лошадках.
Нашли ранчо. Исландские лошадки гуляют в заданных рамках, киска гуляет сама по себе, свин по-хозяйски расхаживает или разлеживает.
Хотим покататься грим, хорошо, отвечают нам.
Лошадок подготовили, вычесали им зимнюю шерстку, оседлали. Ну, двое смелых-то регулярно на лошадках ездят, и путешествуют, это они только в велопоход по недоразумению пошли.

 А я-то куда полезла?Ну, ничего, часок покатались, и вернулись. И даже я вернулась.

Удовольствие стоит 18 евро с человека. Буквально в следующей деревеньке – Jereka – наткнулись на частную вело-мото мастерскую. Постучались, владелец открыл (1-е мая у них тоже выходной), открыл, посмотрел на остатки моих тормозных колодок и пружины, покопался в ящичках, и отыскал нужный комплект. В тот момент он для меня был волшебником. Волшебник получил 16 евро за пакетик 

Потом дорога асфальт, преимущественно вниз по р. Бохинька Сава (Sava Bohinjka)
К обеду доехали до Бледа вместе с его озером и островком. Пообедали, побродили немного. Поискали выезд к Podhom. Выехали из города, стал накрапывать дождик. Покружились по окрестностям, потом удостоверились у местных дам, что мы действительно едем в нужную сторону. Выехали на дорогу, идущую через национальный парк Триглав в сторону Mojstrana. Поднимались по р. Radovna. Очень плавный, приятный подъем по твердому укатанному, ровному грейдеру.

 

После дождичка, пар поднимался от всего, чего касались солнечные лучи. 
На горизонте виднелся Триглав. Вдруг, около Zg. Radovna, дорога, ведущая в запланированную сторону пошла резко вверх (18%). Стали чесать то, чем думают. Если там метров 100 вверх (имеется ввиду по вертикали), то еще ничего, а если метров 500-600, то лучше отложить на завтра.
Глянули на предусмотрительно купленную 500 метровую карту Триглавского парка, по горизонталям вышло метров 120 вверх. И мы пошли. Да, круто, но зато недолго. И потом спуск, спуск.
Остановились в кемпинге Dovje. Причем сняли странное место, ни площадку под палатки, ни бунгало (они еще не готовы), а мансарду над душем и ресепшеном. Крыша треугольная, два ската, в крыше 4 окошечка, под крышей справа и слева вдоль всего помещения подиумчики. Там-то мы и обосновались.
Поскольку места, которые мы проезжали все больше туристические, да к тому же выходные сплошняком, работающих магазинов с продуктами мы не встретили. Готовили из того, что осталось из на-всякий-случай взятого из Москвы и отельских паштетов. И этого было не так уж мало.


За день 59.5 км.
Средняя скорость 14.5 км./ч.
Максимальная скорость 60 км./ч.

2 мая.

Через 13-ть км. доехали до Краньской горы. А от нее должен был начаться подъем на перевал. Самый высокий в нашем путешествии – 1611 м.

Потому устроили мы себе второй завтрак, и были счастливы.
Потом нежданно-негаданно начался у них парад местного значения. Ехали на лошадях, шли пешком и проч. В честь чего праздник, кто их поймет?
Перевал давался медленно, но упорно.
Легкие велосипедисты падали нам навстречу. Дорога хоть и асфальтированная, но на поворотах серпантина покрыта аккуратной брусчаткой. До определенного момента на поворотах сохранились таблички с указание высоты. Всего 22 таблички было когда-то.
Еще Русская часовня присутствует.

Перекинулись парой словечек с гуляющими пешком. «Long trip?» - спросили они нас. Ну, мы им популярно объяснили, какой длины наше путешествие. «О» - сказали они.
 Ближе к перевалу снег покрывал горы справа и слева от нас.
Велосипедист, увешанный рюкзачками, спустился нам навстречу. Такой увешанный он был один.

И, наконец, на перевале нас встретил ветер, лужи, фотографирующиеся туристы… Ну, и мы сфотографировались.

А дальше был спуск, еще страшнее подъема. Дорога была, конечно, асфальтированной. Даже на поворотах не было брусчатки. Но, как-то страшновато.

Когда дорога пошла по реке Соша (пишестся Soca – «c» с галочкой), стало не так круто. Мы остановились, подышать, чайку попить.

Потом еще немного проехали, нашли кемпинг и остановились на ночевку.
Под вечер примус забарахлил, решение проблемы оставили на утро.


За день 53 км.
Средняя скорость 12 км./ч.
Максимальная скорость 54 км./ч.

3 мая.

Утром примус разобрали, собрали. Он заработал. Причина поломки - не ясна.

Вобщем, после завтрака, готовые к новым подвигам, поехали мы по реке Соше.
Вдруг – мост. У моста народ толпиться. А надо сказать, что путешествующего народа, хоть на велосипедах, хоть на мотоциклах, хоть на машинах – как на Ленинградке. А тут наши велоцветные люди. Вообще-то германцы они были, но велоцветные. Стоят что-то фотографируют. Смотрим, а там вдали – водопад. Тропка. Раз тропка, значит можно дойти до водопада. Взяли мы оставшиеся фотоаппаратики, и я свой 40D взяла, крышечку сняла в кофр положила, так пофотографировала, и с двумя смелыми пошла по тропинке к водопаду. Четвертый, значит, с велосипедами остался.
Идем, солнце светит, тропинка петляет. Тропинка горная, но ничего, идти можно. Вот и водопада уже не видно. Ну, еще немного, ну, еще чуть-чуть и дойдем. Тропинка в валуны упирается, лезем по валунам. На трех конечностях еще получается. Держу фотоаппарат, остальными тремя перебираю – не видать водопада. Хоть реку сфотографирую. А эти двое смелых уже выше залезли, кричат – здесь тропинка, давай сюда. Даю – там только на четырех конечностях можно. Закидываю фотоаппарат за спину, ползу на четырех, только и думаю о том, как бы доползти и фотоаппарат не разбить – походу он последний будет. И еще думаю, про альпинистскую подготовку на старости лет, что только ее мне и не хватало.
Но, о чудо, есть точка, с которой виден водопад. Несколько снимков, решили ползти назад. А тут еще какие-то люди дальше пошли, но это их людей дело – Соша, если что и до моря донесет.
Поползли обратно, тут-то я и вспомнила, что высоты боюсь. Ну, ничего, вдох/выдох приползла обратно.
И чего мы только в тот день не проехали!
И Bovec проехали, и Kobarid проехали, в Idrsko пообедали, Tolmin объехали через Volce («c» с галосчкой), и Kanal тоже проехали. 
В Канале очень хотели остановиться на ночевку, и планировали в этом районе остановиться. Но, кемпинг они разгромили, отель у них не работает. Так и уехали оттуда ни с чем.

Еще 18-ть км. и мы в Новой Горице (Nova Gorica). Только Солнце уже село.
Городишко большой, чистый. Отели разные. Мы нашли тот, что подешевше. Саботин называется – на подъезде к Новой Горице горный хребет с тем же названием. Здание старинное, похоже от римлян досталось, переделанное.
В отеле нам сказали, вы с велосипедами, вам скидки 10%.
Так закончилась первая часть нашего путешествия – природно-горно-парковая.
74,5 евро за номер на двоих с завтраком.
За день 96,5 км.


Средняя скорость 17.8 км./ч.
Максимальная 59 км./ч

4 мая.

Завтрак в отеле, как и в прошлый раз удался. Мимо паштета и яблок мы не прошли.
Поговорив с народом о дальнейших планах, решили посмотреть город с Итальянской стороны, и потом проехать часть пути на поезде.
Вообще, с этого момента я немного поменяла планы, т.к. половина народа пещерами не сильно интересовалась, поэтому пещерную часть решили подсократить, а морскую увеличить за счет Итальянской части. Весь вопрос уже сейчас поехать к морю, или немножко помучиться? «Лучше, конечно, помучиться»©
Так и сделали.
Сначала нашли вокзал и уточнили расписание. Оказалось, что поезд, который нас повезет с велосипедами, ходит 1 раз в день около 14-ти часов. Таким образом, у нас есть условно час на путь в Итальянскую часть, часа 2 там и условно час обратно.

 

Купили билеты на поезд, чтобы уж наверняка, и поехали в Италию. На границе стоит пропускной пункт, будочка. В будочке - никого. Пересекли границу… Велодорожка, так аккуратно помеченная кирпичным цветом и другими знаками, шедшая со Словенской стороны, куда-то исчезла. Ровный асфальт, по которому мы столь привольно катались в Словении, пошел трещинами и посерел. По обочинам повыскакивали выброшенные пустые бутылки.

Здравствуй родина! Здравствуй дом!
Встречный велосипедист, картинно недвусмысленно мне улыбнулся и поздоровался на своем итальянском. Нет, все-таки не совсем дом. Да и велодорожка неожиданно нашлась, такая же раздолбанная, как и остальной асфальт.
Дождя не было, светило Солнце. И дышалось, как-то легче, почти как дома.

Доехали до крепости, которую хотели посмотреть. Ан, нет понедельник, смотрите только снаружи. Но мы и снаружи посмотрели. Нашли пассатижи, заботливо припрятанные каким-то работником в старых камнях крепостной кладки, положили обратно.
Над входом в крепость красуется лев, опирающийся лапой на раскрытую книгу – символ евангелиста Марка покровителя Венеции.
Пофотографировали. Потом немного спустились, и, в ближайшем кафе накаппучинились. Как же, как же побывать в Италии и не попить каппучино!

 

Потом захотелось наоборот. Милая девушка, дала нам заветный ключик и сказала идти во двор. Взяли мы ключик, зашли во двор – Одесса отдыхает, Италия так живет.
И еще унитазы у них не приняты, а вода из крана пойдет, если найдете заветную педальку или кнопку. Это вам не в компьютерные игры играть.
Полные первых впечатлений об Италии, вернулись на Словенский вокзал.

 

Пришел машинист, открыл ключиком кабину, сказал, чтобы мы в последнюю дверь последнего вагона грузили велики. Мы погрузили. Сели в кресла и поехали. Кругом красоты, красотки и надпись TITO на горе.

Доехали, как и планировали, до Sezana (z с галочкой). Оттуда покрутили до Скоцианских пещер (Skocian – «S» с галоской). Пошел дождик.

Приехали в пещеры, а они только до 15-ти часов в мае работают – не сезон.

 

Нашли апартаменты в ближайшем Матавуне (Matavun). 
Надо отдать должное хозяевам апартаментов, они приготовили комнаты, съездили за едой…
Там же живет пес Мао Дзе Дун, или просто Мао.

 

Пока ждали жилья и еды, пробовали домашнее вино. Не знаю, кому как, мне не понравилось. На вопрос, и зачем я его пробовала, отвечу в личной переписке, если кому интересно.
По еде выбора нет, либо макароны, либо ничего.
Все бы было хорошо, но сдувшиеся шарики, свисаюшие подобно использованным резиновым изделиям, окончательно испортили мне настроение. Может, кто и любит подобные украшения, я не с ними. И ни какой Мао не мог скрасить впечатления.
И, чтобы поторопить следующий день, пошла спать.
За день на велосипеде 23 км.


Средняя скорость 16 км./ч.
Максимальная 40 км./ч.

5 мая.

Про то, что выбора еды на завтрак, кроме омлета не было, можно уже не говорить. Но, можно добрать хлебом и медом.
Наконец, мое счастье наступило, и мы покинули это место. Остальные участники, видимо покидали его не столь радостно, ибо не страдают столь принципиальной позицией по некоторым вопросам бытия.

Тем не менее, в этот день нас ждали пещеры и встреча с прекрасным.
Мы попали в Скоцианские ямы пещеры на первый сеанс.
Скоцианские пещеры образовались в результате обрушения. По всем пещерам течет река Река.
Для нас было неприятное открытие, что в пещерах нельзя фотографировать. Было бы понятно, если бы нельзя фотографировать со вспышкой, а то просто нельзя и все. Ну, при таком подходе, мы и не фотографировали… почти.
После осмотра пещер, отобедали в местном ресторанчике, и поехали искать дорогу к встрече с прекрасным.
Поднявшись в горку от Матавуна, поехали прямо. Проехали под трассой, асфальт кончился, пошла лесная дорожка. Доехали до железной дороги, перенесли велики. Как мне все это Кяппесельгу напомнило. Заброшенная дорога, сосенки, закрытый переезд.Пять километров уединения и Локев. А в Локеве плакат – Пршутарня там. Не смогли устоять, поехали в пршутарню. На экскурсию нас не хватило, в том смысле, что надо человек 20, а нас всего четверо. На экскурсию ходили местные школьники предвыпускного класса, видимо, в целях профопределения.

Зато при пршутарне есть магазинчик, а в магазинчике пршут, а пршут это хорошо. Подкупили себе пршутика в качестве споминок – это сувениры по нашему.
Но Липица уже совсем рядом, а в Липице встреча с прекрасным.
И вот лошадки, беленькие, Кобылярня его австрийского императорского величества. Ходили по конюшням, смотрели лошадок, приобщались к прекрасному.
После экскурсии оставаться в Липице не стали, Италия совсем близко. И мы поехали в Италию.
На границе будка есть, пограничника нет. Как это своеобычно!

Остановились в кемпинге Опичина (Opicina). 
С картинным кемпингистом объяснились на смеси европейских языков, закрепились на площадочке. Пошли погулять окрест. 
По горе ходил трамвайчик, в сторону Венеции парк. Парк раскинулся в гору, на горе. Гуляли по парку, и на вершине горки стоят, что бы вы думали? Три вышки, три близнеца-брата, три недоговорившихся сотовых оператора – «МТС», «Мегафон» и «БиЛайн» - не они самые, конечно, а их Итальянские прототипы. О Родина, как я тебя люблю!
Вернулись. Очень ужинать хотелось. А на территории кемпинга ресторанчик. В ресторанчике живописный итальянский ресторатор. Мы ему поесть бы, он вина, ну хорошо, вина. Я было отказываться начала, помятуя вчерашнее, но он был очень настойчив. Дальше выяснилось, что готовить ему влом было, поэтому ограничились тарелкой пршута с сыром. И это было хорошо, и мы наелись, и вино пришлось по вкусу.
Туда же пришла итальянская семья: муж, жена и ребенок в коляске. Живописный господин артистично бегал и суетился вокруг ребенка, грея ему бутылочку. Также для итальянской семьи нашлось спагетти (а мы глупые про спагетти не подумали). Любовь, общение, обожание детей в Италии присутствует, при этом это выглядит так естественно и совсем их не портит. По-моему не портит. Ребенок в коляске глядел такими умными глазами, каких я давно не видела у 4-х месячных детей.

 

В душе горячая вода, над умывальником надпись на двух европейских языках (итальянском и немецком), но, даже зная только русский, и так понятно, что она означает – мыть посуду здесь СОВСЕМ запрещено. О родина, о дом!
За день 32 км.

Средняя скорость 16 км./ч.
Максимальная 53 км./ч.

6 мая.

Утром проснулись, готовые к новым подвигам. Сварили себе на завтрак чай. Я не знаю, где у них пряталась питьевая вода, видимо только в ресторанчике, но та, до которой смогли дотянуться, явно была не питьевой.
Расплатились 22 евро за всех.

Ехали в сторону Венеции, искали съезд к морю. Может, в Венецию махнем, грю, только у нас СОВСЕМ нет на то место карты. Не надо, отвечают. Ну не надо, так не надо, тут и спуск к морю подвернулся.
Нашли путь вдоль моря и поехали обратно в сторону Словении.
А пить-то хочется, зашли в забегалочку кофе выпить. Там байкер, тоже пиво пьет. Оказалось, что он сам-то родился в Молдавии, живет в Польше (прописан по-нашему), работает в Шотландии, а так выдался отпуск и он колесит по Европе.
Едем дальше, видим замок, съехали к морю – не достать оттуда замок.
Выползли, проехали еще немного, а тут как раз вход в парк, а в парке замок. Ну, мы в парк заходить, велосипеды привязывать у забора. От забора трасса, по которой мы приехали, хорошо просматривается.


Мотоциклисты с мигалками и пикалками едут, машины разгоняют, а за ними велосипедисты кучкой – вах – Giro de Italia.

Потом с приличным отрывом основная группа просквозила. Отстающих мы даже ждать не стали.

Замок назывался МираМаре. Там красиво и в замке и в парке. Только внутри фотографировать нельзя. Это так и осталось для меня загадкой.

Потом был Триест, с выходящим из моря морским пехотинцем и швеями, сидящими на ветру. Плутание по улицам Триеста в надежде выехать из этого большого города. Местный мотоциклист, спасибо ему большое, вывел нас на дорогу в сторону Словении. Вобщем ездить по городу по 2-х километровке, это самоубийство, некоторые вещи надо просто знать, в том числе и как проехать. Но мы-то там впервой были.

Когда совсем окончательно определились с направлением, ехали до самого кемпинга на границе со Словенией. 
Еще один артистичный кемпингист, с которым мы быстро договорились на обрывках всех возможных европейских языков, попросил наши папиры, и показал площадочку для палаток.
Это была наша последняя ночь в Италии в этом путешествии, и мы наслаждались видами моря, кошками, хорошо сохранившимися автомобилями, воздухом.

За день 56 км.
Средняя скорость 15.8 км./ч.
Максимальная скорость 52 км./ч.

7 мая. 

Как всегда, готовые к подвигам путешествия, проснулись и поехали. Про завтрак не забыли, не волнуйтесь.
Поля, небольшие перевалы открывались нашему взгляду, переплетения проселочных дорог и магистралей. На подъезде к Коперу малость не разобрались в хитросплетениях дорог – они там строят, улучшают трассу, сразу закладывают велодорожки. Немного поплутали, потом местный велосипедист почтенного возраста на легком карбоновом велике, не признававший велоразметки, вывел нас к городу. За что ему отдельное спасибо.

А дальше план был таков – выяснить, где вокзал, посмотреть расписание поездов, потом поехать к Хорватской границе, там солнцевыпаривательные соляные работы посмотреть, заночевать…

А тут Винокопер попался, ну Винокопер, вы же понимаете, попался по дороге. Не смогли устоять. Это почти что пршутарня, только продукт немного другой. Кто подегустировал, а кто в канистрочки поналивал разного. Его там, как бензин можно покупать, только дешевле.

Вокзал нашли, расписание посмотрели.
Потом поехали вдоль берега. Там тоже велодорожка присутствует. Потом теряется. Но основная дорога тоже приятная, перепады высот есть, от них никуда не деться, но не очень высокие. Асфальт ближе к обочине лежит волнами, приподнятый корнями многолетних деревьев.

Перед Повиром взяли перевальчик по второстепенной серпантинистой дорожке. Как-то у народа появилось желание отдохнуть от палаток и мы остановились в отельчике в тихом местечке у самого моря. Бросили вещи и поехали с легкими великами бродить/кататься по городу и соль искать. Городишко маленький занимает всю небольшую территорию острого мыса, вдающегося в море, и очень красивый.

Доехали до соледелянки – 5 евро вход. Пошли гулять, смотреть на соляные горки, а горок-то и нету. Весна – не поспела соль еще. Судя по увиденному, процесс получения соли за многие годы не менялся.

Вернулись, поужинали, и пошли спать – завтра надо было вернуться.

За день 71.5 км.
Средняя скорость 15.2 км./ч.
Максимальная 57 км./ч.

8 мая.

После утреннего купания…

Не подумайте, что они не купались в предыдущие разы, когда встречали море, еще как купались, не взирая на весеннюю его температуру. После утреннего их купания, как всегда приличного отельного завтрака, поехали уже знакомой дорогой в Копер. Приехали, как раз к поезду, который один возил отсюда велосипедистов. В поезде в середине веловагон – самый всамделишний, без сидений, но с загородкой, к которой можно велосипеды крепить, чтобы они не падали при движении поезда и со своим специальным проводником. Он, наивный, даже пытался нам помогать грузить велосипеды.

В Постойну приехали около 17-ти часов. Быстренько нашли вход в яму, оказалось, что мы как раз во время, успели к последнему экскурсионному заходу.

Самый смелый остался с велосипедами, а мы отправились поглядеть, как там. Там был поезд, бешено промчавший нас по извилистым коридорам Постойной пещеры. Потом были залы, уходящие вглубь, Русский мост, когда-то построенный русскими военнопленными. Все это многообразие прорыла речка Пивка. Прорыла и ушла еще глубже в мягкие карстовые пласты. Слово карст и понятие карстовых пещер произошло от названия Словенской местности Крас.

Как здорово, что мы попали на последнюю экскурсию, экскурсовод – студент на каникулах – предупредил, чтобы мы были очень осторожны и не потерялись, и гасил свет после осмотра залов.}

В последнем зале, перед обратным 2-х километровым выездом на поезде, стоит скелет динозавра (наверное, диплодока или около того). Зал высокий, там иногда проводят концерты.
Как вы уже догадались, фотографировать в пещере не разрешалось.
Когда мы увидели скелет динозавра, студент даже свет включил в зале для всех, кому не разрешалось фотографировать.
Да и вообще эта пещера в отличие от Скоцианской освещена значительно лучше для съемки.
Ну, мы не фотографировали…почти совсем не фотографировали...

Как-то в первой половине путешествия нам не очень везло с погодой. Начиная со встречи с Прекрасным, погода разгулялась, и везение наше пошло в гору. Как тут не вспомнить про людей определенного склада, которым, судя по поговорке, патологически везет.
После осмотра пещеры, пораскинули мозгами, где лучше встать – вот в этом отеле Яма – образце социалистического развития архитектуры – или искать, на ночь глядя, себе приключений. Отель Яма манил, не смогли устоять.

Побросали все в отеле, пошли гулять по пятачку перед пещерой, типа кофе попить. А тем временем там что-то затевалось.
Сначала пришел оркестр. Духовой оркестр, представители которого, хоть и старались одеться подобающе, но все-таки личные предпочтения лезли изо всех щелей. Такой типичный любительский городской оркестр. А потом они еще и заиграли. Нет, ничего, нормально заиграли, ничего страшного, даже здорово.
Потом вышли девушки – воздушные создания с корзиночками. И начали раздавать из корзиночек памятные медальки. Из медалек мы узнали, что городу Постойна исполнилось 100 лет, а открытию Постойной пещеры 190 лет.
Потом пришли 3 колоритных дамы в национальных одеждах.
Стали приезжать разные офисиальные люди. Одного из них, который всех встречать норовил, я «окрестила» Мэром г. Постойна, рядом были еще 2 дамы, одна из них обязательно должна была быть мэршей. А гости все приезжали, Мэр с ними здоровался, и они проходили в замок. Может он и не замок, а так 2-х этажный дом, но красивый, давно здесь стоит. Из него мелькали официанты.
Двое охранников скучали в сторонке, явно не кого было охранять, а главное не от кого.
Сгущались сумерки над городом Постойна. Вот уже все гости зашли в старинный дом…
Четверо русских туристов, мы то есть, тоже пошли обедать.

Потом поднялись в номера. Туда-сюда, то се. Громыхнуло, потом бабахнуло. Четверо русских туристов вышли на балкон 4-го этажа отеля Яма г. Постойна.

А там САЛЮТ.

Вы не поняли там - САЛЮТ!
Это не тот салют, который в Москве, чтобы увидеть, надо вооружиться биноклем, и ждать каждого следующего выстрела по полминуты.
Это был САЛЮТ!
Оно вылетало безостановочно, гремела музыка, усиливая визуальный эффект. Более сильного потрясения от этого действия у меня не было за всю мою жизнь.
После салюта еще долго не смолкала музыка, остались самые стойкие, в основном офисиальные гости разъехались. Музыка была живая.
Под этот гомон мы и заснули.
Это был День Победы в Словении.
За день на велосипеде 24.5 км.


Средняя скорость 13 км./ч.
Максимальная 58 км./ч.

9 Мая.
Так и сделали. На легких великах доехали до Предъямского Замка, это чуть больше 9-ти км. в одну сторону.

Полюбовались замком в лучах восходящего Солнца. Проводили взглядом группу спелиологов, скрывшихся за дверью в горе. Потом пошли посмотреть внутренности замка. Смотритель замка отпер нам дверь большим ключом. Там внутри разные инсталляции, повествующие о жизни людей в этом месте в разные исторические эпохи.
И обратно чуть больше 9-ти километров.

И обратно чуть больше 9-ти километров.

В отеле Яма, стали собираться в спокойном режиме, обычное время выписки-то в 12.

Но меня что-то смущало, я пошла на ресепшн, и точно не в 12, а в 10-ть. Я не помню, на каком языке я общалась, но до 11 нас подождали. В 11-ть мы выписались из отеля.
Потом еще побродили по Постойне в ожидании правильного поезда с веловагоном, специальными проводниками и мягкими сиденьями.
Смотрели протеуса. У протеуса своя отдельная пещера с аквариумами. На входе дама выдала нам фонарики и сказала, светите фонариками, ищите животных. Ну, мы давай светить, еще бы знать, куда надо было светить. Там, куда мы сначала светили, никаких животных не оказалось, их там быть не могло. Они были совсем в другом месте в аквариуме. До аквариума еще дойти надо было.
Дождались поезда, приехали в Любляну…
Дальнейшие наши действия просьба не повторять – опасно для жизни.
Положили в камеру хранения накупленные Словенские споминки, и другие вещи. Оставили только немного вещей, как на ПВД, и поехали искать себе приключений, на ночь глядя на свои умные головы.
Почти не заблудились в Любляне, выехали на дорогу, ведущую на юг в Иг (Ig). Потом взяли восточнее, северо-восточнее, потом юго-восточнее вдоль железки. Был перевальчик, но малюсенький. Потом Zalog, Gikava, Grosuplje. В Гросуплье обозначен отель. Собственно тот отель, на который мы рассчитывали и собрались, как в ПВД. Долго мы искали отель в Гросуплье. Но язык и местные люди не дали нам пропасть. Отель Когнго нашелся у трассы. В отеле нашлись апартаменты.
За день 62 км.


Средняя скорость 15.5 км./ч.
Максимальная 52 км./ч.

 

10 мая.

Вот он настал день ПВД в Прилюблянье. А план-то был прост – проехать от истока р. Крка до куда сил хватит. Сначала надо было этот исток найти. И мы пошли искать. Немного по асфальту, потом немного поазимутали, там поискали, почти как протеуса в камнях. Лес, по которому азимутали, приятный лиственный, но тропки в нем не приняты. Все, по которым мы начинали идти, растворялись в лесной чаще. Как-то худо-бедно вышли на дорогу. А там уже поехали. Хорошо поехали – в горку по грейдеру на колесе. От Luce (с с галочкой) грейдер до Крки.

К Крке спуск, там указатель на исток. Немного в сторону и действительно: гора, а из горы река. А вокруг поля, да такие, какие у нас благоухать начинают в июле, не раньше, а тут уже. Трактора маятся, траву косят, сушат, крючат.
Посидели, попили водички, вытекающей из горы. Потом была дорога вдоль реки Крка, плавно несущей свои воды по Словенской земле к Адриатическому морю.

В местечке со странным русскому уху названием Zuzemberk (причем обе z c галочками), поскольку воспроизвести это я не решалась, обозвала местечко Шушинским и объявила там обед, чему все были несказанно рады.
Потом еще на колесе, вдоль плавной реки Крка, на сколько сил хватило. А сил хватило до Нового Места (Novo Mesto). И это, как выяснилось, было правильно. Если ехать дальше по Крке, то железная дорога случилась бы не скоро, а нам же в обратно надо в Любляну. И, так сложилось, что подходящий поезд в Любляну шел через 6 минут.

Позже, изучая расписание в Любляне, стало ясно, что по этому направлению поезда с возможностью перевозки велосипедов ходят очень часто.

Не забирая вещей из камеры хранения, мы нашли себе отель в Любляне. Отель назывался Слон. В нем тоже предусмотрены спортсменам 10% скидки. Что нас опять порадовало. А еще в этом отеле предусмотрены электрические чайники в номере и с чаем или растворимым кофеем.

Оставили велосипеды под защитой отельских ворот, пошли гулять по Любляне. Вечерело, включили огонечки, причудливо наполнившие дома и каналы светом, уличные музыканты старались для разномастных прохожих. После пиццы гуляли по улицам. От улиц впечатление немножко домашнее. Они спокойные, только еще тапочки надеть, а люстру люблянцы или любляне уже повесили.

За день на велосипеде 68 км.
Средняя скорость 19 км./ч.
Максимальная 52 км./ч.

11 мая.

А что мы знаем про аэропорт Любляны?
А то, что он находится в 26-ти километрах от нее. Это расстояние без особого лукавства, решили преодолеть в два этапа. Сегодня часть. Заночевать в кемпинге и за час, не торопясь, доехать к регистрации на самолет. Благо та заканчивается в 10-50, а 10-ть то километров за час мы теперь в легкую проедем, даже со всеми увесистыми сувенирами…
Поэтому первая половина была посвящена осмотру Люблянского Града, покупке мелких сувенирчиков.

Град, расположен на горе посредь Любляны. На ту гору ходит кабинка. С той горы виден весь город. Любляна это почти Париж, только очень маленький.
Град – когда-то крепость, как и во многих Европейских городах, созданная для укрепления и защиты – ныне предмет прогулок и многочисленных перестроек - не впечатлил. Наиболее приближенной к тому, что когда-то представлял из себя замок-крепость, показалась нам пятиугольная башня. Глядя на остальное, невольно вспоминала турок с их законами – не трогать здания, представляющие историческую или культурную ценность. Вообще не трогать, путь разваливается само. Виденные там греческие развалины оставили во мне более сильное впечатление, чем всячески подновленный и закованный в стекло Град.
Потом гуляли по городу, ели клубнику, посетили какой-то парк. Подкрепились почему-то в ресторанчике мексиканской кухни.
Зоопарк искать не стали, хотя была такая мысля.
Посмотреть кладбище, которое настоятельно рекомендовали нам посмотреть в Москве опытные путешественники, тоже не сподобились. Возможно, здесь сказался наш возрастной настрой, как-то рановато на кладбище…
Забрали свои вещи из камеры хранения, и поехали в кемпинг Драгокайна. Думали опять схалявить и на поезде подскочить, но в ту сторону поезда, с веловагонами или хотя бы возможностью загрузить велики, практически не ходят.
Без каких-либо особенных приключений доехали до кемпинга, расположившегося в приятной близости от аэропорта и, в совсем приятной близости от р. Сава – на ее берегу. Видно, кто кемпинг расширяется, строятся новые здания.
Остановились там, поставили палатки, особо смелые купались в холодных водах р. Сава, берущих свое начало в Юлианских Альпах, и счастливые заснули, довольные своим путешествием, правильно распределенными силами, и в ожидании завтрашнего возвращения.


За день 16 км.

12 мая.
Есть жизнь за МКА Дом, хочу я вам сказать, стоит только немного отъехать от Мос…т.е. от Любляны…
День возвращения. Никогда бы не подумала, что этот день может превзойти по ощущениям все предыдущее путешествие, смотреть уже вроде нечего, ехать не долго…
Медленно, неторопливо, как будто никуда спешить не надо, ну мы же смелые, мы же сильные, проснулись, позавтракали. Стали собираться. Тоже с расстановкой.
Нам в самолет, а у нас бензин остался примерно 0.7 литра. А что делать? Загрязнять окружающую среду, да и только.
Смотрю, мужички приехали новое здание строить. На машинке приехали. И машинка туда-сюда что-то возит.
Беру бутылку с бензином, иду к ним. На остатках английского объясняю – заберите бензин, вам пригодиться, а мне уже не нать.
Среди работяг английский был не в чести, поняли они меня ровно наоборот. Пробовала на русском, на самом деле наши языки близкие, но и на русском тоже поняли наоборот. Открыли бутылку, подивились, что бензин у меня уже есть. Ну, да, есть заберите, а то вылью.
Зовут прораба. Он у них в английском самый мастер.
Прораб, он спросил меня про германский язык, ну не знаю я германский. Зато прораб своими остатками английского понял мои остатки смеси английского и русского. Хороший, говорю, бензин 92. Зачем я это говорю, не знаю.
Обрадовался, свернул воронку из подручной брошюрки, видимо оставшиеся заветы партии пригодились, и сунул ее куда полагается в машинку бензин заливать.
Вылили совместными усилиями хороший 92 бензин, а они мне поллитра газировки за это. Так сказать, махнулись, не глядя.
Тем временем смелые мои почти собрали рюкзаки.

Выехали мы из кемпинга минут на 15-ть позже запланированного. Планировали выйти в 9 часов, в 10-ть приехать в аэропорт, ну и минут 50 на всякий случай. Ехать 10 км. всего. После предыдущих 670, это мы легко возьмем.
Выехали от Драгокайны, повернули налево, спрашиваю, все едут, мне в ответ все. Едем дальше, через 2,5 км. поворот в населенном пункте, останавливаюсь проверить все ли. Где Вера, спрашиваю. Да, едет. Подождали, нет Веры. Еще подождали, нет Веры. Позвонили, Вера трубку не берет.
Алексей поехал ей навстречу. Тем временем, позвонила Вера, выяснилось, что от Драгокайны она повернула направо. Нет, говорю тебе назад надо, и в полной уверенности, что она поедет в нашу сторону, кладу трубку.
Смотрю на время, и начинаю понимать, что если сейчас мы не сорвемся и не поедем в сторону аэропорта, про самолет можно забыть.
Ставим велосипеды к какому-то плакату, повествующему о прекрасном месте, в котором нам предстояло провести оставшуюся жизнь, чего мне почему-то не хотелось. Я делаю несколько кругов по площадке перед плакатом. Вижу красный минивен, поворачивающий в свою сторону. Ну, я на него прыг: «Help!»
Сидит в минивене мужичок – шишок-шишком, разбойник-разбойником. Все пропало, думаю, не повезет.
По-моему дальше последними моими словами по-английски были “Do you speak English?»
Ну еще, airport, а дальше про то, что нас четверо и половина отстала и нам бы в аэропорт, у нас самолет скоро улетит, это не помню на каком.
Шишок, сказал через пять минут, видимо клиента вез, так как в кабине был не один, а в салоне какие-то ящики болтались с цветочками.
Звонит Вера, и спрашивает, где мы есть? Тебя ждем, а где, все там же, а я вас не вижу, а куда ты ехала, туда, обратно, откуда вчера приехали, м-ть. Дальше-то разобрались, куда ей надо ехать, и она даже поехала.
Стоим, ждем. Появляется Алексей на велосипеде и без Веры.
Говорит, что доехал до туда, откуда звонила Вера, и никого не встретил. Вот этого я до сих пор понять не могу.
Вернулся Шишок на своем минивене, а нас уже трое. Погрузили велики и рюкзаки. Я его просила минут за 20-ть довезти, он сильно сомневался, но тут же не больше 10-ти км. Сказал, что постарается. На самом деле, у нас было несколько больше времени, чем 20-ть минут.
Поехали сначала в сторону Веры. А она звонит, стою, говорит, напротив поворота к кемпингу Драгокайна, стой, никуда не уходи. Приехали, погрузили и ее, вместе с великом и рюкзаком, конечно.
Довез нас Шишок-разбойник до аэропорта и денег не взял, может много предложили, а мотивировал он это так, я к вам в Россию приеду, и вы мне поможете.
Есть, есть жизнь за МКАДом.
Дальше, конечно мы успели, конечно, погрузили наши велосипеды за 30 евро за каждый, конечно у нас было еще время пошляться по магазинам беспошлинной торговли…
Но, все-таки иногда чувствую себя Сан Санычем из неплохого фильма «Не бойся, я с тобой».
Не могу сказать, что это первый случай, когда я таким образом делаю выброску. Только в прошлый раз нас было двое, а теперь четверо…
То ли еще будет…
И напоследок, 1500 евро на человека примерно вышло удовольствие.
675 километров проехали на велосипедах.
В целом путешествие удалось. Подобный маршрут можно смело повторять. По Словении можно помогать себе передвигаться на поезде, если времени на велосипед мало, а посмотреть хочется побольше. Надо учитывать, что поезд с веловагоном может быть только один в день.

В нашем путешествии совсем не были охвачены термы, коих существует великое множество, но тогда это было бы совсем другое путешествие, в основном по восточной части Словении. В западной они тоже присутствовали, но как бы цели такой не было, да и смелые мои купались в чем придется (то в море Адриатическом, то в р. Сава, то Крка), и были совершенно счастливы.
Избежать снежного перевала в начале пути можно, если после самолета ехать сразу в Любляну, а оттуда забрасываться автобусом, которых там великое множество, например, в Блед. Это, как раз то направление, куда мало поездов с веловагонами ходит.
Велодорожки в Словении я насчитала трех типов:
- совсем специальные веложорожки, те, которые сделаны только для этого со своими насыпями, профилем, шириной, асфальтированные, идут отдельно от трасс,
- велодорожки часть тротуара, они очень хорошо размечены, часто красным цветом, сделаны съезды, поставлены велосветофоры, встречаются в больших населенных пунктах и там, где строятся или капитально обновляются дороги,
- и велодорожки, которые и велодорожками-то назвать трудно – просто автомобильная дорога, без какой-либо разметки на асфальте, а только знаками, стоящими у дороги помечен номер велодорожки – просто дороги с очень спокойным очень редким автомобильным движением.
Успешных всем путешествий!
Писано 05-08 2009 с перерывами на основную работу, велошколу и отдых. Ольга Аблекова.
P.S. Когда я вернулась в Москву, и много там побыла, успев осознать всю прелесть нашего Словенского путешествия, кто-то не помню кто точно, задает мне невинный вопрос, мол как тебе путешествие по Словении?
И тут я задумалась, а действительно, как?
- Опять хочу в Италию, - ответила я…