Хочу рассказать о приятной велопрогулке по маршруту Пассау – Вена. Это мой любимый маршрут для длинного уикенда. Я ездил по этому пути много раз, неоднократно «возил» друзей, но каждый раз испытывал огромное удовольствие от таких поездок. Все мои друзья были в восторге.
Характеристика маршрута.
Отличная асфальтовая велодорожка, проложенная по очень живописным местам вдоль Дуная, протяженностью 320 километров, ведет из германского города Пассау в столицу Австрии – Вену.
Эта велодорожка имеет название Donauradweg, что можно перевести с немецкого как «дунайская велодорожка». Это очень популярный велосипедный маршрут, который можно отнести как разряду очень легких. Подъемов на пути очень мало, они не крутые и короткие. Поэтому могу рекомендовать этот маршрут абсолютно всем независимо от возраста, уровня физической подготовки и опыта вело-путешествий. Он очень подходит для семейных поездок. Я часто видел семьи с детьми разного возраста. Ехать можно на любом исправном велосипеде. По дороге есть кемпинги и большое количество комфортабельных частных комнат по цене в среднем 20 евро с человека, включая завтрак.
Этот маршрут может быть частью более длительного велопутешествия. Например, Кримль – Пассау – Вена – Братислава (710км). У городка Кримль находятся самые высокие в Европе водопады. О маршруте Кримль – Пассау подробно расскажу в следующем отчете.
А это трек моего пути.
Описание велопрогулки
День первый. 28 апреля. Пассау – Оттенхейм.
Велопробег 87 км.
Из Вены до Пассау лучше всего добираться на поезде. С начала мая до конца октября ходит очень удобный прямой поезд, отправляющийся в 7:28 с маленького венского вокзала Franz-Josefs-Bahnhof. Проезд до Пассау на этом поезде стоит 25 евро, включая провоз велосипеда и чашку кофе. Этот поезд прибывает в Пассау в 12:03. В этом поезде есть пара отдельных вагонов для велосипедов. Поскольку я выезжал в конце апреля, мне пришлось ехать на другом поезде с одной пересадкой в городе Вельс.
Приблизительно в полдень поезд прибыл в Пассау. Получив свой велосипед, я быстро навесил на него велорюкзак и поехал по направлению к центру города.
Дорога от вокзала идет по вымощенной камнем мостовой. Мой шоссейный велосипед хоть не любит таких дорог, но проблем с проездом по такой дороге не возникло. В Вене есть подобная улица, на которой я однажды чуть не упал, когда узкое колесо моего велосипеда попало в глубокую щель между камнями мостовой. В Пассау дорога вымощена добротно, камни пригнаны довольно плотно друг к другу.
Пассау необычайно красивый и уютный город южной Германии с тысячелетней историей. В этом городе сходятся вместе три большие реки: Дунай, Инн и Ильц. Место слияния называется Dreifl?sse-Eck. На этом фото видно слияние только двух рек Дуная и Ильца. Река Инн впадает левее Дуная.
Много раз побывав в этом городе, я трачу примерно час на прогулку и час на обед. Но этот город достоин того чтобы провести в нем минимум полдня, особенно во время первого посещения.
В него надо зайти обязательно. В соборе находится крупнейший церковный орган в Европе (третий в мире). Он насчитывает 5 мануалов, 229 регистров и 17 774 трубы. Внутренне убранство собора тоже впечатляет. Надо иметь ввиду, что в собор иногда не пускают в велошортах и майках. В общем, как повезет: смотря на какого дежурного нарвешься.
В городе несколько пешеходных улиц, на которых находится множество уютных кафе и ресторанов.
Немного прогулявшись по городу, я зашел в лучший, по моему мнению, ресторан, и занял отличный столик с видом на Дунай и великолепный цветник.
Отлично пообедав, я двинулся к набережной. С набережной открывается отличный вид на верхний замок.
Центральная площадь, выходящая на набережную, тоже прекрасна
В 2 часа дня я решил, что пора двигаться в путь, так как предстояло проехать еще 85 километров. Кстати, дорога из Пассау в Вену идет с небольшим уклоном. Австрийцы шутят, что можно в Пассау один раз хорошенько разогнаться и потом до конца дня не крутить педали. Это конечно не так, но небольшой уклон все же есть на протяжении всего пути. Велодорожка началась у моста через Дунай и пошла вдоль реки, по которой то и дело проплывали прогулочные кораблики.
Изредка велодорожка переходила в обычную дорогу с очень небольшим движением транспорта. На этой дороге почти каждый дом был очень красив. Даже простые на вид дома, украшенные цветами, смотрелись прекрасно.
Очень радовала глаз свежая зеленая трава, усыпанная желтыми одуванчиками.
По такой прекрасной живописной дороге я быстро проехал 25 километров до границы Германии с Австрией. Границу обозначают только 2 старых столба, вкопанные по обоим берегам пересохшего ручья.
Пограничного поста на этой дороге не было и в «до шенгенские времена». Моя первая поездка состоялась в далеком 1995 году. Тогда я за 4 дня съездил из Вены в Пассау и обратно. Тогда, отправлясь в дорогу, я не знал, что конечный пункт моего путешествия находится в другой стране. Маршрут мне порекоммендовал один австриец - мой коллега по работе, который не упомянул этой важной детали. Карту маршрута я получил от него за день до отъезда и внимательно изучил. На второй день путешествия, перелистнув очередную станицу карты, я заметил жирную полосу обозначавшую границу Австрии и Германии. Я очень огорчился, так как немецкой визы у меня не было. Я решил доехать до границы и там посмотреть, что делать дальше. Не увидев пограничников, я не долго думая перехал на германскую сторону и на максимальной скорости удалился от границы. На обратном пути мне также беспрепятственно удалось вернуться в Австрию.
Вернусь к описанию этой поездки. Через несколько километров после границы, у городка Шлоген (Schlogen), я на пароме переправился через Дунай.
Переправа стоит 2 Евро с человека. На билете, выданном паромщиком, было написано, что 1 Евро зачтется при расчете в рестране отеля, расположенного рядом с переправой, при условии, если счет будет больше 6 евро. В этом отеле великолепная веранда с шикарным видом на реку и горы. Погода была отличная и я решил посидеть на веранде и попить пиво, любуясь природой. После пива выпил кофе и съел великолепный яблочный пирог - apfelstrudel.
Кстати, этот отель этот очень хороший. Я один раз в нем останавливался на ночлег. В отеле есть отличная сауна и небольшой бассейн. Одноместный номер в нем стоит 50 евро, включая изумительный завтрак на открытой трассе с видом на реку. Двухместный стоит 88 евро. Недешево, но это того стоит. За этим отелем в горах есть смотровая площадка, откуда открывается еще более изумительный вид на реку и горы.
На смотровую площадку я в этот раз не поехал, а сразу направился в сторону городка Ашах на Дунае (Aschach an der Donau) по велодорожке, пролегающей по правому берегу Дуная совсем рядом с рекой. Через 10 километров после переправы показался большой кемпинг.
Кемпинг расположен в очень удачном для ночевки месте. Если выезжать из Пассау часов в 5 вечера то к 7- 8 часам можно доехать до этого места и заночевать.
За 12 км до этого городка Ашах на велодорожке появился нарисованный краской бокал пенящегося пива и остающийся до города километраж.
Далее это изображение на асфальте повторялось через каждые 2 километра. По замыслу автора это изображение должно вдохновлять и подгонять притомившихся велосипедистов. Усталости я не чувствовал, да и пива мне больше не хотелось, но скорость я прибавил, чтобы прораньше прибыть в город Оттенхейм, где я планировал заночевать. Я быстро проехал эти 12 километров и выехал на центральную улицу, рядом с которой находится прекрасная набережная. Ашах тоже очень достойное место для ночевки. На центральной улице есть не дорогая гостиница с рестораном. В хорошую погоду можно сидеть за столиками, которые располагаются очень близко к набережной. Рядом с этим отелем есть веломагазин, в котором очень быстро, дешево и качественно делают сервисные работы для велосипеда. У меня с велосипедом было все в порядке и не останавливаясь я поехал дальше. Еще через час я подъехал к городу Оттенхейм. Город находился на противоположном берегу реки, а с берега на котором я находился, открывался отличный вид на замок этого города.
На другой берег переправиться можно только на пароме. Увидев издалека то что на паром стали въезжать машины, я взвинтил скорость до максимальной и коршуном влетел на паром за несколько секунд до его отправления. В результате чего сэкономил как минимум полчаса времени. Я остановился в отеле «Zum schwarzen Adler», который находится на центральной площади города в ста метрах от паромной переправы. Отель неплохой, особенно ценно, что он находится в самом центре города.
Приняв душ и переодевшись, я вышел из отеля на ужин. На небольшой площади перед переправой есть три неплохих ресторана. Я устроился в одном из них, за столиком стоящим прямо на площади. Отлично поужинав, я хорошенько прогулялся по городу и практически полностью его обошел. Вернувшись в отель, я сразу лег спать. День определенно удался и доставил массу положительный эмоций.
День второй. 29 апреля. Оттенхейм – Лехен (Lehen).
Велопробег 123 км
Проснулся в 8 утра и приняв душ, вышел на завтрак. Завтрак был отличным. Надо отметить, что почти во всех отелях и частных комнатах, расположенных на этом велосипедном маршруте, завтраки отличные. Видимо хозяева хорошо понимают, что велотуристам необходимо как следует подкрепиться. После завтрака я неспеша собрался и в 9:30 тронулся в путь. Перед выездом сделал пару фотографий этого городка.
Следующая короткая остановка была запланирована в одном из самых больших австрийских городов - городе Линц (Linz). Этот город занимает в Австрии 3-е место по численности населения. Я неспеша за полчаса доехал до очень красивой центральной площади этого города и присел за столик одного из кафе, для того чтобы выпить кофе и съесть вкусное пирожное.
После обильного завтрака пирожное с трудом вошло в меня. «Все теперь без остановки до города Маутхаузен» - сказал я себе. Это тот Маутхаузен, в 5–ти километрах от которого, с 1938 по 1945 находился большой немецкий концлагерь. Сейчас на месте бывшего концлагеря находится мемориальный комплекс.
Перехав большой мост через Дунай, я сразу выехал на велодорожку, пролегающую по очень большой и зеленой зоне отдыха города. Горожане очень любят здесь заниматься спортом. Здесь есть несколько площадок для игры в волейбол. Две асфальтовые велодорожки, идущие параллельно друг другу ведут к озерам, у которых оборудован отличный пляж. Для того чтобы не проехать эти озера надо ехать по верхней велодорожке. Летом там очень хорошо купаться. Вода теплая и чистая. Я ехал в конце апреля и купаться было очень холодно.
Как и планировал я подъехал к Маутхаузену без промежуточных остановок в 12:30. Маутхаузен очень симпатичный тихий городок.
В самом городке ничего не напоминает о том, какое ужасное место было рядом во время второй мировой войны. Время было обеденное и несмотря на отсутствие аппетита я решил здесь пообедать, зная что на протяжении следующих 30 километров населенных пунктов не будет. Хорошо пообедав, я снова двинулся в путь по живописной велодорожке вдоль реки и без остановок доехал до другого очень симпатичного города Грейн (Grein).
Этот город очень подходит для остановки на ночлег. Здесь очень приятно провести вечер и утро следующего дня. Из отелей могу рекоммендовать Pension Martha, Hauptstra?e 12. Он находится на главной улице. Я однажды там останавливался и мне там очень понравилось. Одноместный номер с отличным завтраком стоит 45 евро, а двухместный 74. В этом пенсионе продают вот такую прикольную велосипедную форму.
Но она стоит довольно дорого. Полный комплект стоит 149 евро. Есть в этом городе хороший велосипедный магазин с отличным сервисом. В этот раз я остановился здесь всего на 10 минут. Только для того чтобы сделать несколько фоток.
За Грейном велосипедная отдельная велосипедная дорожка закончилась, а под нее был выделено по метру автомобильной дороги с каждой стороны. Разделительная полоса и знак велодорожки присутствовал не везде, но ехать было комфортно, поскольку эта дорога не очень загружена транспортом, а также потому, что водители в Австрии ездят, как правило, очень аккуратно. Не останавливаясь, я доехал до городка Ибс на Дунае (Ybbs an der Donau).
В этом городке я остановился только для того чтобы заменить аккамулятор в смартфоне, который я использую как навигатор. Обычно я переезжаю на другую сторону Дуная по мосту у этого городка, потому что мне больше нравится велодорожка, идущая по другому берегу реки. По крайней мере, она шире и на ней лучше асфальт. Но в этот раз у меня был забронирован отель на этом берегу. Обычно я останавливаюсь в самом городе Мелк, который мне безумно нравиться. Но в этот раз в Мелке все отели эконом класса, а также частные комнаты были забронированы и свободными оставались комнаты только в одном дорогом отеле. Я решил съкономить и остановится в маленьком городишке Лехен, что находится в 8-ми километрах перед Мелком.
После замены аккамулятора я без остановок доехал до указателя на этот городок. Дорога к отелю шла очень резко в гору. Так круто, что без разгона туда въехать было бы очень трудно. А разгоняться было практически негде. Если разгоняться на велодорожке, то надо было пересекать сходу автомобильную дорогу. Дождавшись отсутствия автомобилей с обоих направлений, я стартовал с велодорожки и перехав автомобильную дорогу, стоя на педалях, стал забираться в гору.
К тому времени у меня давно закончилась вода во фляжках и страдая от жажды, я с трудом забрался в этот крутой подъем. Слава богу, подъем не был очень длинным. Я не сразу нашел забронированный отель, так как навигатор не знал такой улицы. Дорогу к нему подсказали местные жители. К отелю я подъехал, уже жутко страдая от жажды. На мое счастье отель оказался гастхаузом (в переводе с немецкого - гостевой дом), в котором был ресторан. Это было очень кстати, потому что по пути других ресторанов я не видел. Перед входом я сразу заметил настенную вывеску “Kaser beer”. Войдя в гастхауз, я сразу же попросил кружку пива. Пиво я выпил почти залпом, а уж потом стал заполнять анкету для заселения.
Заселившись, я сразу принял душ, немного отдохнул и пошел на ужин в ресторан.
Ресторан располагался на большой веранде с великолепным видом на Дунай. Недаром же название этого гастхауза – «Donaublick», что можно перевести с немецкого как «вид на Дунай». Я с огромным удовольствием плотно поужинал и отправился в свою комнату отдыхать. К тому времени уже стемнело. Желания прогуляться перед сном не возникло. Пиво, после физической работы на свежем воздухе, действует на меня как снотворное и я сразу уснул.
День третий. 30 апреля. Лехен - Вена.
Велопробег 135 км.
Проснулся в 8 утра, и помывшись вышел на завтрак. Завтрак, как обычно, был отличным. В 9 утра я был готов выезжать, но выяснилось, что у меня осталось недостаточно наличных денег для оплаты отеля. Кредитные карты здесь не принимали, а банкомата в Лехене не было. Ближайший банкомат был в 8-ми километрах от отеля. Пришлось съездить в соседний город за наличными деньгами. Выехать из гастхауза удалось только в 10:30.
В Мелк в тот день я решил не заезжать. Я бываю в этом прекрасном городе довольно часто. От моего дома до Мелка всего 125 километров и я несколько раз в году выезжаю в Мелк на поезде, а возвращаюсь в Вену на велосипеде. Это мой любимый маршрут выходного дня.
Мелк является западными воротами области Вахау, занесённой в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как и Пассау, Мелк имеет тысячелетнюю историю. Этот город просто поразил меня, когда я первый раз в него заехал в далеком 1995 году. Самой главной достопримечательностью города является стоящий над Дунаем величественный, построенный в стиле барокко монастырь.
Во дворе монастыре находиться фонтан, который сюда привезли из Вальдхаузен в 19 веке.
С давних пор Мельк считается духовным и культурным центром для религиозной мысли всей Австрии. В этот монастырь надо обязательно зайти. Он недавно был отреставрирован и сейчас находиться, в великолепном состоянии.
У входа в монастырь есть стоянка для велосипедов, с камерами хранения для багажа. Велосипеды следует приковывать к железным опорам велостоянки хорошими велозамками. В Австрии участились случаи, когда воры перекусывают не очень толстые металличекие части велозамков и угоняют хорошие велосипеды. Вход в музей монастыря стоит 13 евро.
С территории монастыря есть выход на смотровую площадку.
Без билета на нее не попасть. С этой площадки открывается отличный вид на город и его окрестности.
Также с территории монастыря есть вход в эту, с виду простоватую монастырскую церковь.
Но внутреннее убранство этой церкви поражает. Я в свой жизни посетил огромное количество церквей и соборов разных стран, но подобное великолепие я редко где видел. Может быть, по богатству убранства эта церковь уступит Иссакевскому собору и Весминстерскому аббатству, но по красоте она с ними сравнится. Я считаю, что по красоте внутреннего интерьера она превосходит главный венский собор - Штефансдом. Известные художники сотворили это уникальное произведение искусства. В Мраморном зале потолок украшают великолепные фрески работы Пауля Трогера.
Эти фотографии не передают всего великолепия. Это надо видеть.
В стоимость входного билета в монастырь входит проход в замечательный парк, располагающийся рядом. В центре парка находится фонтан, в котором плавают большие золотые рыбки, величиной с взрослую форель. В парке много цветов, преимущественно роз.
Цветники выполнены с большой фантазией и хорошим вкусом.
Великолепна и главная улица города, выложенная камнем.
Следующим городом, в который надо непременно заехать является Дюрнштайн(D?rnstein). Велодорожки в сторону Вены есть по обеим сторонам Дуная, но для того чтобы попасть в Дюрнштайн, надо перехать на левый берег по длинному мосту над рекой.
Кстати, многие велотуристы комбинируют велопутешествие с прогулкой на пароходе. Пароход отправляется из Мелка в 13:50 и в 3:30 прибывает в Дюрнштайн. Велосипеды на борт принимают без проблем. Я однажды прокатился на таком параходе и мне очень понравились виды, которые открываются с палубы парохода. Пристань найти просто. Из центра города надо свернуть к главной автомобильной дороге, пересечь ее, выехать на велодорожку и повернуть на право, и дальше ехать так, чтобы монастырь, возвышающийся на скале, остался справа и сзади. Через пару минут велодорожка выведет к пристани. Эта же велодорожка ведет к мосту через Дунай. Подъем на мост очень крутой. Чтобы на него въехать надо успеть вовремя включить самую легкую передачу. Многие просто идут пешком, толкая велосипед руками. Подъем не длинный. Подняться на мост пешком займет не более 10-ти минут. На велосипеде - 2 минуты.
Вид с моста просто великолепный.
От Мелка до Дюрнштайна 32 километра. Я считаю, этот участок дороги наиболее красивым на всем маршруте. Дорога пролегает через прекрасные маленькие городки и поля с виноградниками долины Вахау. Вот эти фотографии иллюстрируют прелесть этого участка маршрута.
Я думаю, что комментарии излишни, за исключением банальной фразы о том, что фотографии не передают всей прелести тех мест. На последней фотографии виден краснобелый флажок, закрепленный на стене зеленого дома с надписью “Zimmerfrei”. Он означает, что в этом доме сдаются комнаты для ночлега. Таких комнат по маршруту много. Бронировать жилье заранее не обязательно, правда есть риск не найти жилье в том городе, где вы запланировали остановиться. В этом случае придется ехать дальше.
В очередной раз, получив колоссальное удовольствие от езды по этой велодорожке, я подъезжал к прекрасному городу Дюрнштайн – жемчужине долины Вахау. Эту фотографию я сделал 2 года назад с палубы парохода.
Въезжать в город, лучше всего свернув с главной дороги влево на маленькую дорогу, ведущую в подъем. На этой дороге, ведущей на центральную улицу много домов, превосходно украшенных цветами.
В конце подъема у въезда на главную улицу есть смотровая площадка, откуда окрывается прекрасный вид на реку и горы, уходящие за горизонт. Я решил сфотографироваться на фоне такой красоты.
Главная улица города очень узкая, но очень симпатичная. Она выложена из камня и является пешеходной. По ней ездят только велосипедисты, хотя это запрещено.
На этой улице много кафе, ресторанов, сувенирных магазинов и лавочек где продаются товары местного производства.
В таких лавочках во время поездок выходного дня я покупаю вкуснейшее абрикосовое варенье. Здесь большой выбор вин, из которых я выделю местное белое вино Gr?ner Veltliner. Его можно купить и в венских магазинах, всего за 2.99 евро за бутылку. Также имеется большой выбор шнапса, но я в нем не разбираюсь, так как терпеть его не могу.
Пройдя по центральной улице до ее конца и выйдя за ворота, следует повернуть налево и поехать по улице в направлении этого круглого здания увитого зеленью.
Эта живописная дорога приведет вас в разрушенный замок-крепость, который был построен в 1145 году. Английский король Ричард Львиное Сердце возвращаясь из второго крестового похода был пленен герцогом Австрийским и заточен в этом замке. Король был выпущен на свободу только после выплаты большого выкупа. Замок был разрушен шведами в 1645 году.
Половину дороги, ведущей к замку, можно проехать на велосипеде, так как дорога довольно хорошая. Правда, на второй половине пути подъем становиться очень крутым. Но при хорошей физической подготовке и на хорошем горном велосипеде можно доехать прямо до ворот замка. На своем шоссейнике я не смог доехать до ворот из-за плохой грунтовой каменистой дороги в верхней ее части. Пешком подъем займет минут 20.
Из разрушенного замка открывается великолепный вид на город, реку, горы и долину с виноградниками.
Эти виды стоят того, чтобы сюда подниматься. Велосипеды сюда можно не тащить. Их можно прицепить велозамком к деревьям в том месте, до которого доедите своим ходом.
Осмотрев развалины замка и налюбовавшись прекрасным видом, следует по той же дороге спуститься до реки и свернув направо, проехать немного по направлению к Пассау. С этой велодорожки открываются отличные виды на реку и горы, а также находится вход в собор.
После этого, нужно вернуться к воротам в конце главной улицы. У ворот надо повернуть направо, для того чтобы выехать на велодорожку ведущую к другому прекрасному городу под названием Кремз на Дунае (Krems an der Donau).
От Дюрнштайна, по не менее прекрасной велодорожке, я быстро доехал до соседнего с Кремзом города Штайн (Stein an der Donau) и не останавливаясь проехал по его центральной узкой улице выложенной камнем.
Это улица с односторонним движением для автомобилей. На велосипеде официально разрешается ездить в обоих направлениях.
Еще через 5 минут езды показался прекрасный город Кремз.
Центральная улица города, начинающаяся за этими симпатичными воротами, тоже пешеходная. Она довольно длинная и очень симпатичная. Почти сразу за воротами в желтом здании по левой стороне улицы есть отличный ресторан, со столиками во внутреннем дворике. Перед рестораном есть велостоянка, но из сображений сохранности велосипеда, я рекоммендую завести велосипед во дворик. Там есть место для парковки пары – тройки велосипедов. В этом ресторане я пообедал и сразу после обеда поехал дальше.
Дорога привела меня к мосту через Дунай. Велодорожки в сторону Вены есть по обеим сторонам Дуная, но по противоположному берегу реки мне ездить нравиться больше. Поэтому я свернул на мост и переехал на правый берег.
На протяжении 40-ка километров по правому берегу реки нет близлежащих населенных пунктов. Велодорожка на этом, очень зеленом участке, проходит в паре метров от Дуная. А справа от велодорожки - лес. Ехать было очень приятно. Примерно в 20-ти километрах от моста есть дорога, ведущая в симпатичный городок Трайсмауер (Traismauer). Этот городок также является достойным местом для ночевки.
Я туда не поехал, так как до дома оставалось всего 60 километров.
Следущим городом по дороге был Тульн на Дунае (Tulln an der Donau). Он находится в 40-ка километрах от Кремза и в 40-ка километрах от Вены. Недоезжая примерно 5-ти километров до Тульна я остановился у маленькой кафешки. Здесь продается великолепный натуральный яблочный сок. Я всегда здесь останавливаюсь, чтобы попить настоящего сока. Он называется Apfelsaft Natur.
Тульн тоже очень симпатичный город. Очень мне нравиться его набережная.
На ней есть два оригинальных фонтана, красивые клумбы с цветами и сцена для концертов, которая располагается прямо на воде. Прошлым летом на этой сцене выступала старая рок-группа Status Quo. Их можно было слушать бесплатно, сидя в одном ближайших ресторанов. Центр города находится в 500-х метрах от набережной.
В Тульне я останавливаться не стал и без остановки доехал до дома.
Усталости не ощущал и настроение было отличным. Кроме того еще очень радовало, то что следующий день был не рабочим по случаю праздника 1е Мая. В Австрии его тоже отмечают.
Дополнительную информацию об этом маршруте можно легко найти в интернете по ключевому слову - Donauradweg
29.04 – 30.04.2012
Валерий Винников