В начале сентября 2011 года мы с другом совершили великолепное, пятидневное вело-путешествие по югу Австрии – провинции Каринтия. Мы наслаждались поездкой с первой до последней минуты.

Вернувшись домой решил написать подробный и информативный отчет для того чтобы другие вело-путешественники могли повторить его и получить не меньшее удовольствие чем мы. Я могу этот маршрут рекомендовать бывалым вело-туристам, с хорошим уровнем физической подготовки. При желании маршрут может быть значительно усложнен преодолением перевалов Hochtor и Wurzenpass, которые находятся в непосредственной близости от дорог, по которым мы проехали. Маршрут так же может быть облегчен, за счет проезда на автобусе самой трудной его части.

Маршрут

Австрия – это рай для вело-путешественника. Утверждаю это объехав ее на велосипеде вдоль, поперек и вокруг. В Австрии есть места, в которые хочешь возвращаться вновь и вновь. К таким местам относится и Каринтия, куда я решил вернуться еще раз. В ней несколько теплых озер, вокруг которых расположены симпатичные курортные городки, утопающие в зелени и цветах. Много дорог, не очень загруженных транспортом, пролегающих в долинах между гор и вдоль горных речек. Вокруг озер и вдоль речек много велодорожек. Но самые красивые дороги в горах, поэтому мы решили включить в маршрут и горные участки. Время путешествия – первая неделя сентября было выбрано с таким расчетом, чтобы было не очень жарко на горных участках, но и не холодно купаться в озерах. Кроме того в Каринтии в это время года обычно много солнечных дней. Дневной пробег выбирался так, чтобы времени хватило на все: езду в экономичном режиме, неспешные завтраки, обеды и ужины, купание в озерах и осмотр достопримечательностей. В расчет конечно же принимались наши физические возможности. Кроме того, мы думали, что к этому осеннему путешествию мы будем готовиться все лето, постепенно набирая физическую форму, столь необходимую в горах.

Карта маршрута

 

Klagenfurt, Maria-Worth, Velden, Egg am Faaker See, K?tschach-Mauthen, Kartitsch, Lienz, Winklern, Obervellach, Seeboden, Dobriach, Ferndorf, Villach, Ossiach, Villach, Wernberg, Velden, P?rtschach am W?rthersee, Klagenfurt

Длина маршрута примерно 400км, из которых примерно 70 горных. Набор высоты (elevation gain) – 5870м. Самая высокая точка – 1553м.

Оптимально проехать его за 6 дней плюс день на отдых в каком-нибудь курортном городке у озера в середине маршрута. Будучи сильно ограниченными во времени, мы проехали его за 5 дней, из которых в первый и последний ехали только по полдня. В результате немного не хватило времени на осмотр Клагенфурта и Виллаха, а так же на качественную видео съемку.

О нас

Я, Валерий, 52 года, живу в Вене.

Начал путешествовать на велосипеде в 18 лет. С тех пор сделал более двух десятков многодневных путешествий по дорогам СССР и западной Европы.

Мой друг из Москвы – Михаил, 43 года - бывалый вело-путешественник. Ездит со мной четыре последних года по Австрии и Германии.

 Путешествуя на велосипедах, мы не преследуем никаких спортивных целей. Цель наших вело-путешествий - получить удовольствие от езды по живописным дорогам с хорошим асфальтом, а также насладиться отдыхом в прекрасных и интересных городах. Поэтому мы стараемся выбирать живописные дороги вокруг озер, вдоль горных речек, петляющие по долинам между гор и временами в горах. Путешествуем на отличных легких шоссейных велосипедах с небольшими вело рюкзаками, в которых везем только самые необходимые, тщательно подобранные вещи. Список вещей, которые мы с собой брали, я приведу в конце этого отчета. Мы не ночуем в палатках и не готовим себе еду. Мы предпочитаем ездить быстро и налегке, чтобы сэкономить больше времени на осмотр достопримечательностей, фото и видео съемку, а так же хороший отдых. Поэтому на ночлег останавливаемся в гостиницах или частных комнатах. Это позволяет лучше отдохнуть ночью и начать новый день полными сил и энергии. Питаемся в ресторанах, предпочитая те из них, в которых столики расположены на открытом воздухе, на берегах рек или озер. Обеды и ужины после хорошей физической нагрузки на свежем воздухе доставляют нам большое удовольствие и наслаждение. Мы не можем так же хорошо готовить еду в походных условиях, как это делают профессиональные повара в ресторанах. А вот вкусно поесть, мы очень любим. Мы не выбираем экстремально сложных маршрутов, таких что требует большого физического напряжения в течении всего дня. Мы нередко преодолеваем на своем пути горные перевалы с тягунами и серпантинами, но их преодоление не занимает весь день и не «высасывает» все наши силы. Мы прекрасно знаем, что вело-путешествие перестает доставлять удовольствие, если ты едешь сильно уставшим. Сильно уставать надо только на тренировках, готовясь к путешествию, но никак не во время него. Я стараюсь рассчитывать дневной пробег так, чтобы в конце дня чувствовать лишь легкую усталость. Не всегда это удается, но я всегда стараюсь.

Подготовка

Маршрут был «утвержден» в начале июня и у нас теоретически было 3 месяца на подготовку. Из-за нелепой травмы, полученной в начале июня, мне удалось потренироваться только 2 месяца и проехать около 3000км. В будний день удавалось проезжать только по 30км, но я старался ездить на максимальной скорости для тренировки силы ног. В Вене идеальные условия для подготовки к горному маршруту. В венском лесу есть отличный 10ти километровый участок для горной подготовки. Он начинается с 3х километрового серпантина и заканчивается 3ми тягунами, правда не такими крутыми как те, что встретились нам в Каринтии. Мише по разным причинам не удалось заняться велосипедной тренировкой, но он регулярно ходил в фитнес центр и поддерживал общую физическую форму на хорошем уровне.

Обычно я не бронирую отели заранее, и мы останавливаемся в частных комнатах и отелях, которые находим по пути следования. В этом есть свои плюсы, но и немалые минусы. В этот раз я решил забронировать отели на все ночевки, считая что только что-то невероятное может нам не позволить добраться до очередной гостиницы вовремя. Несмотря на то, что я стал заниматься бронированием за месяц до выезда, я не смог найти отель на вторую ночь в том месте, где хотел и запланированный пробег на второй день нашего путешествия получился на 20 горных километров длиннее, чем хотелось бы. Конечно, можно было бы найти список частных комнат и обзвонить их владельцев по телефону, но я хотел чтобы это был отель с сауной.

Описание нашего путешествия

День первый. Vienna – Klagenfurt на поезде, Klagenfurt - Feistritz an der Gail на велосипеде.

Дневной пробег 75 км + 15 км по Вене из дома до вокзала.

 

В 7 утра выехали на велосипедах на вокзал Wien Meidling, откуда ходят сейчас поезда на юг Австрии. Покупку билетов и резервирование мест для провоза велосипеда я сделал заранее. В Австрии велосипеды можно провозить не во всех поездах, а для некоторых из них необходимо резервирование мест предназначенных для провоза велосипедов не менее чем за 24 часа до выезда.

В 8:20 загрузились в поезд и в 12:30 уже были в Клагенфурте. Осмотр Клагенфурта отложили на последний день, так как нам очень не терпелось выехать в путь. Быстро навесив наши легкие рюкзаки на велосипеды, мы сразу же выехали в направлении на южный берег озера W?rthersee и уже через 5 километров въехали на тенистую широкую велодорожку, проложенную вдоль озера. К сожалению, озеро большей частью оставалось скрытым от глаз за деревьями и частными домами. До городка Reifnitz почти не было свободных подходов к озеру. Мы увидели только пару мест, где можно было искупаться. Мы не стали купаться, так как торопились в очень красивый курортный городок Velden, где у нас была запланирована остановка на обед в ресторане на набережной. А торопились мы потому что во многих ресторанах кухня работает до 2 часов дня, а потом закрывается до вечера. Въехав в городок Reifnitz, мы увидели озеро во всей красе. Вода была кристально чистой, а у набережной плавало множество довольно больших рыб, длинной примерно 15-20 см

 

Рядом с набережной мы заметили симпатичный ресторан со столиками расположенными рядом с водой.

Мы сразу же изменили свой первоначальный план и решили пообедать здесь, а в Velden заехать только для осмотра города. Отлично и не спеша пообедав, мы снова сели на велосипеды и двинулись в путь. По дороге заехали в прекрасный городок Maria-Worth, где остановившись у причала минут на 15 для того чтобы еще раз полюбоваться озером.

При въезде в Velden я по невнимательности нарушил сразу два правила дорожного движения – обогнал мотороллер, на участке где обгон был запрещен и ехал со скоростью 40 кмч, вместо разрешенных 30ти. К счастью никто кроме Миши и водителя мотороллера этого не заметил. В дальнейшем старался быть более внимательным к правилам дорожного движения. Velden немного нам напомнил Ниццу.

Конечно же, он намного меньше Ниццы, но определенное сходство есть. Город осмотрели, проехав по нему на велосипеде. Посидели на скамейке, установленной на набережной, созерцая красоту озера, города и гор. После этого выехали в направлении на озеро Faaker See, где у нас было запланировано купание. При выезде из Вельдена я, понадеявшись на свою память, поленился лишний раз взглянуть на карту, в результате чего выехал не на ту дорогу. Сразу за городом начался длинный тягун с очень приличным уклоном. Проехав по нему 3 км я засомневался в правильности выбранного направления. Такого длинного подъема на нашем пути не должно было быть. Открыв планшет с Google maps я сразу понял что мы едем не туда. Пришлось развернуться и спуститься по тому же пути почти к самому Велдену. Решили довериться навигатору и свернули на узкую второстепенную дорогу. Этот 3х километровый тягун «высосал» у моего друга немало сил и наша скорость упала до 20ти кмч. Это была немедленная расплата за недостаточную велосипедную подготовку к путешествию. Дорога петляла по полям и временами уходила в лес. Ехать было очень приятно. Машин на этой дороге почти не было. За 5 километров до озера нас ждал еще один тягун. Весь асфальт был исписан мелом и краской призывами держаться и прибавить скорости. Это конечно было написано не для нас, но все же немного приободрило. По-видимому, здесь недавно проходили соревнования по триатлону или марафону. Как только мы подъехали к озеру у города Egg am Faaker See, начался дождь. К счастью я заметил платный пляж. Несмотря на дождь, мы решили все же пойти искупаться. Забегая вперед скажу, что мы во всем старались придерживаться «заранее утвержденного плана», а также распорядка дня. За час до закрытия вход на пляж был бесплатный. Купались под дождем, оставив велосипеды под навесом. Вода была чуть прохладной и отлично смыла с нас дорожную пыль, пот и усталость, а так же дала заряд бодрости, в котором мы уже нуждались. Выйдя из воды, мы устроились под навесом и съели по мороженному, запив его яблочным соком разбавленным газированной водой. Такой напиток, прекрасно утоляющий жажду, на немецком называется «Apfelsaft gespritzt». Через 10 минут опять выглянуло солнце, а еще через 10 минут дождь прекратился совсем, а ветер быстро унес тучи от озера.

Мы быстро собрались и двинулись в путь. Нам еще оставалось проехать 33 км до отеля. Я торопился доехать до отеля как можно скорее, чтобы успеть в сауну. Сауны в австрийских отелях обычно работают максимум до 8 ми часов вечера. При выезде из городка Egg am Faaker See мы увидели фестиваль мото-байкеров. Каких только мотоциклов здесь не было! Дорога была очень хорошей, немного под уклон и у Миши открылось второе дыхание. С десяток километров проехали на скорости 40 – 45 кмч. На этом участке пути параллельно с основной дорогой проложена неплохая велодорожка с хорошим асфальтом. С этой дороги есть поворот на 7ми километровый серпантин под названием Wurzen Pass ведущий в Словению. На этом серпантине есть прямой участок длинной примерно километр, где уклон составляет 19 процентов. Если бы такой серпантин находился во Франции, то он непременно бы был включен в один из этапов Тур де Франс. Хороший подъемник для испытания сил. У нас не было ни времени, ни лишних сил для такого испытания. Сделал для себя заметку на будущее. Через несколько километров основная дорога стала шире и отдельная велодорожка влилась в основную дорогу. Другими словами велодорожка была отделена от основной дороги только разделительной полосой. Движение было не очень интенсивным, но машины летели с очень большой скоростью, а обгоняющие фуры и автобусы обдавали нас таким сильным воздушным потоком от которого даже покачивало велосипед. К счастью такой участок был не более 10ти км и вскоре мы опять свернули на второстепенную дорогу, которая быстро нас привела в деревеньку Feistritz an der Gail, где у нас был забронирован отель под названием «Alte Post».

В отеле нас очень приветливо встретили. На вопрос работает ли еще сауна, ответили что уже не работает, но ее могут включить специально для нас. Мы поблагодарили за это любезное предложение и конечно же попросили ее включить. А сами не теряя времени, пошли располагаться в номере. Номер оказался отличным и двухуровневым. А сауна оказалась отличной и довольно большой. К сожалению, она все же не успела за 20 минут как следует разогреться, а нам максимум через полчаса надо было уже быть в ресторане, так как кухня работала только до 20:30. Будучи не большим любителем париться, я решил ограничиться одним заходом и пойти в ресторан пораньше чтобы успеть сделать заказ пока кухня еще открыта. Сделав заказ на двоих по своему усмотрению, я с наслаждением и почти залпом выпил кружку отличного пива. Миша в это время сделал еще один заход в сауну и присоединился ко мне через 20 минут. Мы с большим аппетитом поужинали и вышли на прогулку перед сном. Очень хорошо, что мы поужинали в гостинице так как никаких других мест общественного питания мы в этой деревеньке за время нашей прогулки не увидели.

 

День второй Feistritz an der Gail – Kartitsch.

Дневной пробег 104 км, положительный набор высоты (elevation gain) составил 3022м.

 

Встали в 7:30 и в 8 часов спустились на завтрак. Не спеша вкусно и плотно позавтракав, мы опять вышли на прогулку, для того чтобы увидеть деревеньку при дневном освещении. Было прекрасное солнечное утро и все что мы видели, радовало глаз.

 

Не смотря на ранний час на улице было много народу. Как потом мы догадались, здесь в этот день была выставка лошадей.

Первая половина дня Feistritz an der Gail - K?tschach-Mauthen 50 км, по дороге номер 111.

Зная что день предстоит тяжелый, с множеством подъемов, мы поехали в экономичном режиме, стараясь поддерживать постоянную скорость около 27 ми кмч. Дорога была приятная, местами тенистая с небольшими подъемами и спусками.

Велодорожки рядом не было, но поскольку движение транспорта по ней было не очень интенсивным, ехать по ней было комфортно и безопасно. Я заметил, что автомобили и мотоциклисты обгоняли нас с большим запасом, нередко выезжая на встречную полосу. За первые 20 км был только один довольно пологий тягун. В конце тягуна мы подъехали к деревне, где в этот день был картофельный фестиваль.

Увидев остановившихся велосипедистов, девушка продающая пиво стала махать нам рукой, зазывая выпить по кружке пива. Мы мужественно отказались, так как у нас впереди был трудный день и начинать его пивом было бы безрассудно. Сделав несколько фото снимков, попив только воды, мы снова тронулись в путь.

Проехав с большим удовольствием, легко и относительно быстро 50 км по этой живописной дороге мы въехали в симпатичный городок K?tschach-Mauthen, где решили остановиться на обед.

Обедать решили в пиццерии, которая находилась в центре города и имела собственный сад. Запарковав в саду велосипеды, мы устроились за столиком под навесом. Забавно, что один столик был зарезервирован для …. ос и мух, которых здесь было очень много. На столике для них стояла большая банка наполненная, наверное, сладкой водой. Я остался очень доволен комплексным обедом, состоящим из двух блюд и десерта, который стоил всего 12 евро. Пообедав, мы залегли в саду на траву в теньке отдыхать перед самым трудным участком пути. Впереди нас ждали 50 км великолепной горной дороги. 15 лет назад я уже ездил по ней на велосипеде и теперь с нетерпением ждал новой встречи с этой живописной дорогой.

Вторая половина дня K?tschach-Mauthen – Kartitsch, 53 км

 

Переварив обед, мы в 3 часа дня выехали из города, а уже через 10 минут начался первый серьезный подем.

Это был серпантин примерно 5 витков, местами довольно крутой.

Ехали установив самую легкую передачу стараясь не сбить дыхание и не «забить» мышцы. Но все равно пришлось разок остановиться чтобы чуть отдохнуть и попить водички. На солнечных участках дороги пот струился по рукам как в сауне. Мой организм очень чувствителен к перегреву. Я уверен, что при более прохладной погоде «взял» бы этот подъем без остановки. Как только преодолели этот серпантин, дорога сразу же пошла на спуск. Нам было немного жалко усилий затраченных на этот длинный подъем, так как мы знали, что до конца дня нам предстоит подняться еще на 700м. выше. Следующий подъем не заставил себя ждать. Все следующие 45 км подъемы чередовались со спусками. Пологих участков почти не было. Спуски были короче подъемов и поэтому мы забирались все выше и выше. Мне очень нравились тенистые участки этой горной дороги независимо от того спуск или подъем я в тот момент преодолевал.

Воздух был изумительно чистым, а красоты неописуемые. Душа радовалась. Проехали 3-4 высоких моста, с которых открывалась великолепная панорама гор и альпийских лугов.

 

Увидели стоящую у дороги старую заброшенную водяную мельницу. Вода у мельницы по-прежнему текла, а вот колесо было неподвижно.

 

В какой-то момент я заметил, что Мишу сильно качает от усталости. Переднее колесо его велосипеда отклонялось от оси движения на 45 градусов в каждую сторону и чуть-чуть не задевало каменную стену вдоль дороги. Но Миша мужественно боролся, преодолевая подъем за подъемом.

Я чувствовал себя хорошо, несмотря на то, что и мне некоторые подъемы давались с очень большим трудом. Самое главное что переведя дух на спусках или на пологих участках я был готов к новому подъему и не чувствовал общей усталости. В конце одного из тягунов, обливаясь потом, я на маленькой скорости въехал в деревеньку Liesing, в которой в тот день проходил пивной фестиваль.  Мне навстречу выбежал человек, протягивая кружку пива. Я уверен, что это было очень вкусное пиво, но мы опять проявили силу воли и от пива отказались. Несмотря на то, что мы слегка выбивались из графика мы все же остановились в этой деревеньке, чтобы заснять на видео этот фестиваль и послушать живую музыку местного фольклорного ансамбля.

Прослушав пару песен, мы опять двинулись в путь. Было все еще жарко, появилось желание съесть по мороженному, но к сожалению никаких кафе торгующих мороженным нам по дороге не попадалось. И все же нам удалось его купить в кафе в прекрасной маленькой деревне Maria-Luggau.

Я считаю эту деревню самой красивой на этой дороге номер 111. Кстати, это очень достойное для ночевки место.

Небольшое отступление: в предисловии я упомянул, что самую трудную часть маршрута можно проехать на автобусе (от K?tschach-Mauthen до St.Lorenzen im Lesachtal). Для этого велосипед придется разбирать. Снять педали, колеса и опустить седло. Колеса привязать веревками к раме и засунуть все это в какую-нибудь упаковку, которую надо взять с собой. Например, старый пододеяльник. Он легкий и занимает мало место. Когда автобус подойдет, надо самим открыть багажный отсек и положить туда упакованный велосипед. Расписание автобусов здесь www.postbus.at.

Мы поехали своим ходом. Дорога уходила все выше и выше. В основном это были длинные, но довольно пологие тягуны.

Солнце стало заходить и очень быстро стало прохладно. От этого мне стало значительно легче работать на подъемах. Я даже не заметил, как проехал вершину перевала, которая была на высоте 1553м. После него дорога в основном пошла вниз. Миша приободрился и почувствовав себя как на горных лыжах, стремительно бросился вниз, пролетев на полном ходу въезд в городок Kartitsch где у нас был забронирован отель. Я был в тот момент позади него, потому что останавливался, для того чтобы ввести точный адрес нашего отеля в навигатор. Я очень заволновался, опасаясь того что он не помнит название конечного пункта сегодняшнего дня и пролетит мимо отеля вниз так далеко что потом ему будет трудно обратно подняться. К счастью он все же интуитивно остановился за 600 метров до отеля, а через несколько минут навигатор торжественным голосом известил: «You have reached your destination”. Мы оба были этому очень рады. Я поздравил Мишу с тем, что он очень достойно проехал этот трудный участок пути. Миша тут же признался, что не смог бы больше проехать вверх и километра. В отеле “Panorama CIS” нас приветливо встретил хозяин. CIS (СНГ в переводе с английского) в названии отеля является фамилией хозяина и не имеет никакого отношения к содружеству независимых государств. К сожалению, в отель мы приехали на час позже, чем я планировал. Сауна уже была закрыта, а запускать ее из-за нашего позднего приезда хозяин не имел ни малейшего желания. Время в пути я предугадал довольно точно, но мы выехали в тот день на час позже, чем было запланировано. Кухня ресторана при этом отеле работала только до 20:30. Не теряя времени мы быстро приняли душ в наших номерах и переодевшись сразу же пошли на ужин. В ресторане была отличная веранда с прекрасным видом на горы, но к сожалению все столики на вечер и следующее утро были зарезервированы мото-байкерами. Так что мы не смогли воспользоваться главными преимуществами этого отеля.  После отличного ужина сразу же разошлись по номерам и легли спать. 

 

День 3й. Kartitsch – Obervellach, 80км. Набор высоты 728м.

Утром в 8 часов встретились в ресторане, как обычно, не спеша и с удовольствием позавтракали. После завтрака немного погуляли и в 10 утра выехали в сторону города Lienz.

Первая половина дня Kartitsch – Winklern, 48км

 

Дорога от отеля почти сразу пошла серпантином вниз. Мы быстро спустились в долину и около городка Tassenbach сразу же свернули на великолепную велодорожку с гладким асфальтом, петляющую в лесу вдоль быстрой горной речки Drau. Мы получили огромное удовольствие от езды по ней. Ехали со скоростью примерно 30 кмч и только опасность столкновения со встречными велосипедистами на крутых поворотах, останавливала нас от того чтобы ехать еще быстрее. В начале велодорожки речка Drau была очень узкая, но она заметно расширялась с каждым километром за счет того что в нее впадало множество горных ручьев.

 

Мы даже увидели пару водопадов.

Наслаждаясь ездой по такой прекрасной лесной велодорожке, мы легко и быстро проехали 30 км и въехали в город Lienz. Решили осмотреть центр города и заодно немного подкрепиться. В этом городе только центральная площадь и пару прилегающих к ней улиц достойны внимания. Быстро закончив осмотр города, расположились в открытом кафе на прекрасной центральной площади.

Зная, что у нас впереди только один серьезный, длинный тягун, мы позволили себе немного расслабиться. Я заказал кружку пива, а Миша бокал вина. Пол часика посидели в кафе, настраиваясь на серьезный подъем. Выехав из города мы быстро нашли нужную нам дорогу. Свернув на нее, мы увидели, что дорога плавно уходит в высокие горы. Миша спросил: «А нам точно туда?». Видимо, он еще не забыл тот подъем в первый день нашего путешествия, на который я по ошибке его «затащил». В этот раз у меня сомнений в правильности пути у меня не было. Начался очень длинный серпантиннистый тягун. Иными словами это был серпантин состоящий из длинных тягунов. Жара усугубляла трудности подъема и пот лился ручьем. Несмотря на то что ехали на самой легкой передаче, пару раз пришлось остановиться перевести дух и попить воды. В конце подъема въехали в деревеньку Iselsberg где увидели ресторан со столиками во дворе, откуда открывалась хорошая панорама гор. Был примерно час дня и поэтому мы решили остановиться на обед в этом ресторане. Выбор блюд оказался очень скудным, но двигаться дальше на поиски другого ресторана нам в тот момент не хотелось. Зная, что вся тяжелая работа у нас уже позади мы начали с пива, которое после такого трудного подъема по жаре показалось необыкновенно вкусным. Мы пиво пьем не для того чтобы захмелеть, а только из-за того, что оно очень вкусное.  Плотно, но на сей раз, не очень вкусно поев и набрав воды из родникового источника, мы двинулись в путь. Через пару километров доехали до перевала. После преодоления последнего подъема стали по серпантину спускаться вниз. Нам навстречу попалось несколько велосипедистов, которые сосредоточенно крутили педали, преодолевая нелегкий подъем. На лицах некоторых читалось страдание и усталость. Мы быстро доехали до небольшого города Winklern, который нам очень понравился. [flickr photo=6190334454 size=medium align=left  vspace=0 hspace=5]

У этого городка дорога разветвляется. Влево уходит дорога номер 107, которая ведет на перевал Hochtor, находящийся на высоте 2504м. От Winklern до него 37км. Длинна подъема составляет около 30 км. Очень достойный перевал для испытания сил. 15 лет назад я уже въезжал на него на велосипеде. До высоты 1500м подъем был не очень труден, а вот дальше он был намного круче и намного труднее. Кроме того, начинало сказываться влияние высоты. Даже двигатели машин сильно ревут на этом серпантине, а что говорить о самочувствии велосипедиста. Кстати по этой дороге каждый год проходит многодневная профессиональная велогонка Тур Австрии. Велосипедистов-любителей на этом участке довольно много. 

Многие хотят испытать свои силы. Мы не стали себя испытывать, так как у меня не было сомнений, что к этому перевалу мы недостаточно готовы. Поэтому мы свернули вправо на дорогу номер 106 и продолжили плавное снижение по отношению к уровню моря.

Вторая половина дня Winklern - Obervellach, 32км

 

После этого городка все время ехали по этой дороге. Срезка, показанная на карте обусловлена тем, что после последней остановки я забыл возобновить работу  программы Runtastic, которую я использовал для регистрирования нашего пути. Эта дорога шла вдоль реки Drau по долине между гор с небольшими и не крутыми подъемами и спусками. Велосипедной дорожки после города Lienz рядом не было. Мы ехали по основной дороге, которая к счастью была не очень загружена транспортом.

 

Мне очень нравилась эта живописная дорога. Я получал колоссальное удовольствие от езды по ней на своем отличном легком шоссейном велосипеде. Мне вообще не хотелось останавливаться. Не чувствуя ни малейшей усталости я бы так и ехал без остановок до конечного пункта назначения, но меня догнал Миша и предложил вернуться немного назад к симпатичному месту отдыха у реки которое я проехал пару минут назад. Торопиться нам было некуда. До конечной точки того дня оставалось всего 10км. Поэтому я охотно согласился с этим предложением. Миша хотел попробовать молодое вино под названием Sturm, но как оказалось оно уже кончилось. Хорошо что пиво еще оставалось. Не спеша допив свое пиво, мы поехали в направлении деревушки Obervellach в которой у нас был забронирована комната в пенсионе. Буквально за сто метров до цели начался сильный дождь, но мы не успели промокнуть. Нам очень понравился дом где мы остановились (G?stehaus Dullnig), но в забронированной комнате была лишь одна двуспальная кровать. Нам очень повезло, что в доме оказалась еще одна свободная комната, которую хозяйка любезно согласилась нам отдать за дополнительные 10 евро. Кроме того, хозяйка любезно предложила подвести нас на своей машине к единственному ресторану города, который был в двух километрах от ее дома. Шел дождь и поэтому от такого предложения мы не могли отказаться. Хозяйка даже предложила заехать за нами после окончания ужина. Поблагодарив ее за это, мы сказали, что воспользуемся ее любезным предложением только в случае проливного дождя. Ресторан оказался с очень приятным интерьером. Из довольно богатого меню мы выбрали стэйк под перцевым соусом с овощами и жаренной картошкой. Я не помню когда в последний раз я ел такое вкусное мясное блюдо. С выбором вина и десерта мы также не  прогадали. Ужин удался. Из ресторана мы пешком дошли до дома. После такого шикарного и обильного ужина прогулка была очень кстати. Дождь к тому времени уже кончился и мы с наслаждением дышали свежим горным воздухом. Придя домой сразу же разошлись по своим комнатам спать.

 

 

День 4й Obervellach – Ossiach, 94км. Набор высоты 926м

В 8 утра вышли на симпатичную крытую веранду, где хозяйка от души приготовила нам обильный завтрак. Мы не съели и половину того, что было нам приготовлено. Очень понравилось самодельное варенье двух сортов. Тепло попрощавшись с хозяйкой, мы двинулись в путь в сторону курортного городка Millstatt, расположенного на берегу озера Millstatter See.

Первая половина дня Obervellach – Dobriach, 49 км

Погода была пасмурная, горы на горизонте выглядели мрачно. Я сразу же заменил стекла в своих очках с дымчатых на желтые. С желтыми стеклами создавалось впечатление что уже вышло солнце, да и окружающая среда выглядела в них намного радостнее.

Проехав 21 км, мы неожиданно уперлись в автомобильную дорогу, запрещенную для велосипедистов. Как я ненавижу эти автомобильные дороги! К счастью справа от дороги мы увидели велосипедную дорожку. Проехав по ней примерно 500 метров мы заметили на основной дороге знак «Конец автомобильной дороги». Получается, что дорога была автомобильной на протяжении всего 1км. Так как велодорожка кончилась, а другой дороги не было то решили ехать по основной.

 

Эта дорога была очень сильно загружена транспортом. Ехать по ней было довольно неприятно. К счастью через 4км мы увидели радующий глаз знак велодорожки.  Свернув на нее, выехали на очень спокойную и приятную второстепенную дорогу.

Проехав по ней 9 км, въехали в курортный городок Seeboden. Здесь мы увидели платный пляж и кафе-ресторан с очень симпатиной верандой утопающей в цветах.

 

По случаю пасмурной погоды вход на пляж был бесплатный. Решили здесь искупаться. Вдруг на наше счастье выглянуло солнце и мы отлично искупавшись почувствовали желание перекусить. Выбор блюд в ресторане был большой и многообещающий, а с террасы ресторана открывался красивый вид на озеро. Поэтому решили здесь и пообедать. После отличного обеда мы еще раз искупались в озере, а потом полежали на причале, переваривая обед. В 2 часа дня по широкой велодорожке ведущей вдоль озера, выехали в направлении города Millstatt, который оказался тоже очень красивым. К сожалению, время не позволяло нам остановиться в этом городе и мы поехали дальше.

Нам очень понравилась широкая велодорожка вдоль этого озера.

 

Гладкий асфальт, шикарный вид на горы и озеро, свежий прохладный воздух делали езду на велосипеде необыкновенно приятной. На машине мы бы не получили такого удовольствия. Я в этом абсолютно уверен.

Вторая половина дня Obervellach – Ossiach, 44 км

За городом Dobriach начался 4х километровый серпантин, который мы преодолели с одной остановкой. Витки этого серпантина были довольно длинные и местами крутые, а дорога сильно разбита. Такого плохого асфальта я в Австрии не видел нигде. [flickr photo=6193355948 size=medium align=left  vspace=0 hspace=5]Любому подъему рано или поздно приходит конец и вскоре мы поехали по серпантину вниз. Ехали очень аккуратно, не разгоняясь, чтобы избежать попадание колеса в многочисленные выбоины на дороге. Спустившись в долину у городка Ferndorf, решили поднажать, чтобы как можно быстрее подъехать к озеру Ossiacher See. Решили – сделали. На большой скорости и без остановок быстро доехали до города Villach. Ехали по второстепенной дороге, не загруженной транспортом. Велодорожки на этом участке не было. Не заезжая в Villach навигатору свернули в сторону озера. Не доезжая озера, увидели вот такой старый замок.

 

Вдоль озера шла велодорожка, но само озеро видно было плохо из-за деревьев и домов. К семи вечера приехали в отель G?stehaus Krappinger/Pizzeria Mamma Mia. Отель был совмещен с пиццерией, которая частично размещалась на его веранде.

Устроившись в отеле, мы приняли душ и потом сразу же пошли в пиццерию на ужин. В то время во всем городке Ossiach была неделя стэйков. Поэтому в этой пиццерии мы обнаружили в меню аппетитно выглядящий на фотографии стэйк. Его и заказали. Ужином остались очень довольны. После ужина вышли на прогулку к озеру. Было уже темно и наше внимание привлек подсвеченный фонтан виде арфы. Погуляв еще около часа, разошлись по номерам спать.

 

 

День 5й. Ossiach – Klagenfurt, 60км

Как обычно встретились в 8 утра на завтраке. Завтрак как обычно был обильный и вкусный. После завтрака снова пошли гулять, чтобы полюбоваться красотой озера и городка уже при дневном свете.

 

В 10 утра тронулись в путь. Погода была солнечная, настроение прекрасное. Только было немного грустно оттого, что путешествие подходило к концу.

Первая половина дня Ossiach – P?rtschach am W?rthersee, 50 км

 

Объехали по велодорожке оставшуюся часть озера и после этого поняли, что городок Ossiach в котором мы останавливались самый красивый город на этом озере. Дорога до города Villach была широкой и сильно загруженной транспортом. В какой-то момент мне даже показалось, что дорога перешла в автомобильную. Я даже подумал, что где-то прозевал поворот и знак автомобильной дороги. Остановились, посмотрели на Google maps наше местонахождение, а так же направление указываемое навигатором, после чего убедились что ехали правильно. Продолжили путь по этой дороге. Наверное, было бы намного лучше ехать по Ossiacherstrasse (дорога L49). К полудню приехали в город Villach. Быстро осмотрев центр города, остановились на главной площади и стали искать куда бы присесть для обсуждения графика движения. На одном из зданий заметили указатель на пивной сад. Ноги сами двинулись в его направлении. Сад оказался очень большим почти пустым. Мы выбрали лучший столик по деревом и заказав по кружке пива, стали обсуждать график движения.  Немного отдохнув в этом саду,  вернулись на главную площадь, которая оказалась оккупированной мото-байкерами. Почти все были на Харлеях. Парни снисходительно посмотрели на наши велосипеды. Видимо в велосипедах они не разбирались.

 

Как только немного отъехали от главной площади, случилось первое падение. Миша, остановившись за автобусом, поленился лишний раз отстегнуть вело-ботинок от педали и вместо этого стал балансировать на месте. В итоге, потеряв равновесие, завалился на бок и разбил коленку. Слава богу, не сильно. Я тут же оказал ему первую помощь промыв рану перекисью водорода.

Следующей точкой нашего пути был замок Wernberg.

До замка мы доехали меньше чем за полчаса. Но сам замок нас разочаровал. Ничего интересного мы здесь не увидели.

 

Выехав из замка, поехали в сторону города Velden в котором уже останавливались в первый день. В Вельдене опять началась велодорожка, по которой мы комфортно и быстро доехали до симпатичного курортного городка P?rtschach am W?rthers, где остановились на обед в ресторане при очень хорошем отеле. Заняли столик в саду с видом на озеро. Получив от официанта по кружке пива сразу вспомнили золотые слова из известного фильма «Жить хорошо. А хорошо жить еще лучше!!!»

 

На обед заказали рыбу и к ней по бокалу белого австрийского вина «Gr?ner Veltliner”. Все оказалось необыкновенно вкусным. Из моего рассказа может показаться, что мы много пили. Но мы хорошо знали, когда и сколько нам можно принять, чтобы это ни на что не повлияло. Расплатившись, мы двинулись пешком с велосипедами вдоль озера искать место для купания. Нам очень повезло, так как частный пляж одного крутого отеля был никак не огорожен, и мы беспрепятственно переоделись и искупались.

 

В четыре часа дня выехали в направлении на Клагенфурт – конечную точку нашего путешествия. До поезда оставалось полтора часа. К сожалению, времени на осмотр города не оставалось. Но мы были рады и тому, что осталось хоть 20 минут, для того чтобы отметить успешное окончание путешествия в кафе, расположенном на одной из площадей недалеко от вокзала. На вокзал приехали вовремя. На платформе безошибочно определились с местом остановки нашего вагона и поэтому успешно и быстро загрузились с велосипедами в поезд, который останавливался лишь на две минуты. Пару часов в поезде скоротали, посмотрев на планшете довольно дурацкий новый боевик про ограбление инкассаторов. Домой добрались к 11 вечера, немного усталые, но очень счастливые. Поужинали биг маками, купленными в ближайшем макдональдсе. За ужином смотрели на большом телевизоре сделанные фотографии и снятые видео клипы. Выпили по рюмке коньяка, за то чтобы это путешествие было не последним. Решили в следующем году проехать по Хорватии (от итальянского Триеста до Сплита)

Выводы

Еще раз убедились, что удовольствие от вело-путешествия зависит от многих факторов.

1. Погоды и удачи. С погодой нам повезло, а удача сопутствовала всю дорогу.

2. Красоты выбранного маршрута и качества дорог. Маршрут был на редкость красивый. Дороги за редким исключением отличные.

3. Тщательного планирования дневного велопробега в зависимости от сложности маршрута, текущей физической формы и достопримечательностей которые следует осмотреть. Нам немного не хватило времени.

4. Соответствия физической формы сложности выбранного маршрута. Выбиваясь из сил, ты не замечаешь ни красот природы, ни достопримечательностей. Поэтому перед вело-путешествием с горными этапами следует серьезно тренироваться. Чем больше тренируешься, тем лучше знаешь свои возможности и тем точнее можешь спланировать дневной велопробег. Мне хватило проделанного объема тренировок.

5. Качества велосипеда и его соответствия выбранному маршруту. Наши отличные велосипеды идеально подходили для этого маршрута.

6. Качества ночного отдыха и питания. Это было выше всяких похвал.

7. Тщательности выбора необходимых в путешествии вещей. Мы взяли с собой все что нужно. Ничего не забыли и ни в чем не нуждались по дороге. Лишнего ничего не взяли. Не пригодились только запасные камеры и заплатки, так как ни одного прокола не случилось. Но без запасок и заплаток выезжать никуда нельзя.

Это путешествие было одним из самых удачных и приятных за все время, что я занимаюсь вело-туризмом. Мой друг остался в диком восторге.

 

 

Дополнительная информация

Наше туристское снаряжение

Велосипеды

Успех вело-путешествия зависит во многом от качества велосипедов. Имея хорошие шоссейные велосипеды, я лишь тщательно настроил на них переключатели скоростей. На обоих велосипедах установлены переключатели скоростей Shimano Ultegra на моем 3х10, а на велосипеде моего друга 3х9. Наибольшая звездочка на заднем колесе у обоих велосипедах имеет 25 зубьев. Как потом оказалось, 25 зубьев было немного маловато для наших ног. Думаю, что 27 было бы в самый раз для этого маршрута. Для этого маршрута подходят и горные велосипеды. На них было бы легче ехать в крутую гору, но они тяжелее и хуже идут по шоссе, поэтому считаю, что шоссейный велосипед лучше всего подходит для этого маршрута.

 

Мы использовали вело рюкзаки которые размещались на багажниках фирмы Topeak. Эти багажники легко съемные. Мой вело рюкзак, тоже был от этой фирмы. Я им очень доволен. Стильно выглядит как компактная сумка, а может при необходимости разворачиваться в традиционные достаточно емкие «Велоштаны». В этом случае у него 3 отделения плюс одна съемная перегородка в центральной части. Весь мой багаж поместился в такой вело рюкзак без проблем. И еще оставалось немало места для возможных покупок. Заплечными рюкзаками мы не пользуемся.

На обоих велосипедах на руле были установлены фара и вело спидометр. Задняя сигнальная фара была закреплена на вело рюкзаке. Кроме того, на руле моего велосипеда установлено зеркало заднего вида. Очень удобная вещь, если едешь ведущим. На моем велосипеде на руле был установлен самодельный держатель для смартфона (используемого в качестве GPS навигатора) и фотоаппарата используемого для съемки видео в движении. В этом держателе использовалась часть от стандартного трипода, которая позволяла снимать панорамное видео так же как с использованием трипода, но при этом не слезая с велосипеда и экономя время необходимое на разворачивание трипода.

Перед путешествием я заменил узкое седло спортивного типа на более широкое и более мягкое.

Фото – видео аппаратура

Я ограничиваюсь хорошим компактным фотоаппаратом, неплохо снимающим видео в формате HD (720p).  С помощью вышеупомянутого держателя могу производить видеосъемку неплохого качества в движении, не отвлекаясь от езды. Я просто включаю фотоаппарат кнопкой расположенной на его верхней части и потом нажимаю кнопку записи.

 

На дисплей фотоаппарата я обычно не смотрю, так как это сильно отвлекает внимание от дороги. Особой необходимости в этом и нет, так как я и без этого примерно представляю, что попадет в объектив, а что нет. При езде по дороге с хорошим асфальтом изображение почти не дрожит. На плохой дороге я видео не снимаю, так как дрожание изображения делает его неудовлетворительным даже для любительского фильма. Во время предыдущего вело-путешествия я пробовал крепить фотоаппарат на шлем. Это обеспечивает немного лучшее гашение вибраций, но существенно более не удобно в использовании. К тому же фотоаппарат, закрепленный спереди шлема сильно его перевешивает и шлем частенько сползает на лоб. Короткий видео клип о путешествии по зальцбуржской области снятый этим фотоаппаратом, закрепленным на шлеме можно посмотреть здесь.

Наш список необходимых и полезных вещей для этого путешествия.

Наш список необходимых и полезных вещей сформировался на базе опыта всех моих вело-путешествий по различным странам. Этот список подразумевает ночевку в частных комнатах или гостиницах и питание в ресторанах. Если учесть все преимущества ночлега в комнате и существенное облегчение велосипеда, а так же довольно низкую стоимость ночевки в частных комнатах, то мне кажется что возить палатку и спальник в Австрии и Германии просто бессмысленно. Кроме того, в Австрии довольно мало кемпингов. На этом маршруте я видел только один.

Запасные камеры, велоаптечка и инсрумент.

Путешествуя на шоссейном велосипеде, я особое внимание уделяю камерам и покрышкам. Перед путешествием я ставлю новые покрышки, если вижу даже чуть заметный износ на тех, что в данный момент стоят у меня на колесах. Это значительно уменьшает вероятность проколов в пути, но полностью их не исключает. Поэтому я беру с собой еще две новых камеры. Но и этого бывает недостаточно. Поэтому беру с собой еще два набора для ремонта камер. 2й набор я беру, для того чтобы в случае надобности отдать другим вело-туристам, попавшим на дороге в беду. Недавно у меня был случай, что я не мог оказать помощь, так как очень торопился, а также не мог отдать им свой единственный набор. Поэтому решил возить два таких набора. Ведь места они почти не занимают, да и стоят только по 3 евро.

Из инструмента я беру с собой только ключи шестигранники для всех болтов, что имеются на велосипеде, а также ключ для спиц. Интересно, что за 5 последних лет у меня пока ни разу не ломались спицы и не деформировались колеса, несмотря на то, что колеса попадали в выбоины на асфальте много раз. И это тем более удивительно учитывая то, что у меня довольно большой вес - 105кг. Я это могу объяснить только качеством колес. Поэтому я не вожу с собой запасные спицы и инструмент для снятия трещотки заднего колеса, который необходим в тех случаях, когда ломается спица со стороны трещотки. Если у вашего велосипеда временами ломаются спицы, то надо либо купить качественные новые колеса либо брать с собой несколько запасных спиц, а так же инструмент для снятия трещотки заднего колеса.

Система навигации

Поскольку большая часть маршрута была по автомобильным дорогам и по велодорожках, проложенных вдоль автомобильных дорог, то использование системы GPS на базе смартфона было оправдано. Я доволен своим смартфоном на операционной системе Android 2.1. Несколько слов о програмном обеспечении. В качестве программы GPS навигатора мне очень нравиться TomTom, но к сожалению нет версии для Android. Поэтому приходится пользоваться CoPilot Live, к которой, я еще не привык. При использовании любого навигатора необходимо тщательно изучить возможности планирования маршрута. В CoPilot необходимо использовать функцию “Plan or Edit Trip” и ввести в него основные пункты вашего пути, после этого проверить предложенный навигатором маршрут и в случае необходимости скорректировать его. Иначе навигатор поведет вас не тем маршрутом каким вы хотите. CoPilot плохо работает, когда в установках Routing задан велосипед или пешеход. Лучше всего задать Motorcycle, установив  скорость для всех видов дорог – 10кмч. Кроме того, надо обязательно запретить Motorways и платные дороги. Я  очень доволен своим держателем для смартфона, так как смартфон располагается прямо перед глазами. В целях экономии заряда аккумулятора дисплей смартфона включаю только кратковременно. Только когда нужно. Заряда аккумулятора при работе GPS хватает только она пол дня. Поэтому ночью заряжаю и второй аккумулятор. Для следующей поездки заказал внешний аккумулятор 6000 mAh.

Кроме навигатора удобно иметь электронную карту, для того чтобы при необходимости быстро понять, где ты находишься, а также для возможности при необходимости изменить маршрут. Я использую приложение Maps от Google. Это приложение требует выход в Интернет. В Австрии рекоммендую использовать услуги местного мобильного оператора Yesss http://www.yesss.at/. 1GB мобильного Интернета – 10 евро. Купить СИМ карту можно в магазинах «Hofer» или киосках «Trafik».

Считаю что необходимо брать и обычные бумажные карты, на случай отказа смартфона или разряда аккумуляторов. Был у меня случай, когда нужно было сориентироваться, а аккумулятор как назло разрядился.

Очень полезны программы для фиксации пройденного пути. Я использую Runtastic. Есть еще аналогичная программа Endomondo.  Последняя имеет функцию авто паузы, что очень удобно и избавляет от необходимости на остановках нажимать на кнопку пауза.

Одежда

Я езжу в велосипедной форме. Обычные майки и шорты не так хороши как вело форма. Особенно важны вело штаны со специальным памперсом. Ваша задница скажет вам большое спасибо если вы купите и будете ездить в таких штанах. Летом я беру одну велосипедную майку с короткими рукавами, одну велосипедную майку с длинными рукавами, одни велосипедные трусы, а также вело перчатки. Вело форму стираю каждый день, сразу после того как устроюсь в номере отеля и приму душ. Обычно она до утра успевает высохнуть если ее повесить в комнате повыше и на плечики. Я обычно даю пару часов отвисется в ванной, потом окончательно отжимаю и потом подвешиваю к люстре. Иногда для этого кроме плечиков требуется небольшая веревка, которую я так же вожу с собой.

Я использую специальные вело ботинки для контактных педалей. Они гораздо удобнее, чем обычные кроссовки, особенно если в пути есть горные участки. Недостатком вело ботинок является неудобство при ходьбе. Для прогулки по городу более 30 минут надо переобуваться.

Солнечные очки

Абсолютно необходимы. Я очень доволен очками Shimano со сменными стеклами. В комплект входят дымчатые, желтые, прозрачные. Запасные стекла вожу в жестком чехле, с которым они продавались.

Обычная одежда

Кроме велоодежды я вожу обычную одежду - одни джинсы и одну приличную футболку, чтобы не испытывать проблем при входе в любой ресторан, собор или музей.  В шортах не везде пускают. Одежду пакую в целлофановые пакеты, чтобы не промокла в случае дождя. Да и в рюкзак удобнее засовывать целый мешок, чем отдельные вещи. Одни обычные туфли.

Одежда на случай дождя

Удовольствие от вело-путешествия сильно зависит от погоды. На погоду мы влиять не можем и поэтому надо быть готовым к плохой погоде, взяв с собой непромокаемую одежду. Даже в дождливую погоду можно получать удовольствие от езды, правда в том случае, если ты едешь в непромокаемой одежде. Учитывая то что в Австрии довольно хорошая погода и вероятность многодневных непрекращающихся дождей очень мала, то я беру с собой простейшую дешевую полиэтиленовую дождевую накидку. Видя приближение неизбежного сильного дождя, я поверх носков одеваю целлофановые пакеты и потом надеваю вело ботинки. Не люблю ехать с мокрыми ногами. Можно конечно купить и возить с собой специальные непромокаемые бахилы, одеваемые вверху вело ботинок. На английском она называются Rain Shoe Covers или Rain booties. Стоят от 20 евро. Они легкие, не занимают много места. Надо будет попробовать в следующий раз.

Предметы личной гигиены.

Подчеркну только необходимость брать с собой дезодорант, мыло и шампунь. В подавляющем большинстве частных комнат и отелях ниже 3х звезд по необъяснимой причине ни мыла ни шампуня вы не найдете. Поэтому маленький кусок мыла для стирки и небольшой флакон шампуня надо вести с собой, если не собираетесь все время останавливаться в 4х-5ти звездочных отелях.

Аптечка

Перекись водорода, мазь от ушибов, пластырь и лекарство первой помощи при простуде я считаю абсолютно необходимыми вещами. Если у вас аллергия от укусов ос и пчел, то тогда просто необходим набор экстренной помощи, в который входит шприц и соответствующее лекарство. Меня однажды пчела укусила в губу, так что чуть не помер. Хорошо, что я был в городе и успел во время в больницу. В Австрии были смертельные случаи подобного рода. Все остальное индивидуально. Наверное, всякие витамины тоже полезно.

Вело замок

Я обычно беру с собой гибкий вело замок. Он конечно не защищает от больших ножниц, но позволяет не волноваться за неприкосновенность велосипеда запаркованного днем на непродолжительное время у ресторана или магазина. Все таки в Австрия страна с очень низким уровнем преступности. На ночь следует оставлять в гаражах при отелях или забирать его в свою комнату, в тех случаях если отель не может предоставить достаточно надежного места для парковки на ночь.

Расходы на двоих во время путешествия.

Поезд Вена – Клагенфурт – Вена – 220

Еда в ресторанах, включая напитки – 500

Ночевки в гостиницах (4 ночи) - 362  

Советы по поиску частных комнат.

Частный сектор развит в Австрии очень сильно. По дороге можно довольно легко найти комнаты стоимостью 20-30 евро на человека из расчета размещения двух взрослых людей в двухместной комнате. В эту стоимость входит завтрак, который обычно очень хороший. Мне очень нравиться останавливаться в частных комнатах. Несмотря на дешевизну уровень комфорта очень высок. Чистота гарантирована. Хорошая возможность увидеть, как живут простые люди в этой стране. Хозяева в подавляющем большинстве очень приветливы, отзывчивы и  готовы оказать любое посильное содействие решении ваших проблем.

Теперь о том, как искать. Далеко не все частные комнаты можно найти забронировать через Интернет.

Самый простейший способ ехать по дороге и высматривать красно-белые  флажки на которых написано Zimmer Frei. Они вывешиваются на придорожных домах или заборах. Увидев такой флажок, останавливайтесь и звоните в звонок. Кроме того у дороги могут быть указатели зеленого цвета на дома где сдаются комнаты. Если флажок Zimmer Frei почти всегда означает что комната свободна, то указатель об этом ничего не говорит. Кроме того, надо еще потратить время на поиск дома. К тому же дом может быть расположен вдалеке от дороги и к тому же на вершине холма куда ведет крутой подъем.

Следует иметь ввиду что в деревнях пожилые хозяева зачастую не говорят на иностранных языках и объясняться с ними пройдется по-немецки. Для этого не обязательно учить немецкий в полном объеме. Вполне достаточно выучить или зазубрить примерно с десяток вопросов по теме и два десятка возможных ответов из русско-немецкого разговорника, а также выучить счет до 99. При трехзначных и более цифрах нужно лишь  добавлять с начале число сотен или тысяч. Желательно уметь сказать простыми фразами от куда вы приехали и куда едете, а так же уметь похвалить хозяйский дом и комнату. Следует иметь ввиду что австрийский отличается от немецкого и в провинциях свои диалекты. Если вы не ничего не поймете из сказанного, то скорее всего вам ответили на местном диалекте. В этом случае следует попросить говорить помедленнее и на немецком. Можно сказать “Langsam bitte und auf Hochdeutsch”. Hochdeutsch означает стандартный немецкий, который в Австрии все должны знать.

Следует иметь ввиду, что сельские жители рано ложатся спать – примерно в 9 вечера. Поэтому поиском комнаты надо заняться не позже 7ми. Кто знает, когда вы  ее найдете. Может придется проехать еще несколько деревень пока вы ее найдете. Поэтому советую не пропускать офисы туристкой информации. Они обозначены белой буквой “i” на зеленом фоне.

Если в середине дня вы увидите такой офис, то обязательно заходите. Агент поможет вам найти комнату в соответствии с вашими требованиями в радиусе примерно 100км. Денег за услугу не возьмет, но этот сервис включен в цену номера. Туристские офисы закрываются примерно в 6-7 вечера. Если офис уже закрыт то как правило существует одно следующих возможностей:

•        вы найдете брошюру со списком частных комнат и пенсионов и сможете их обзвонить по телефону. Желательно иметь купленную заранее сим карту австрийского мобильного оператора, для сокращения расходов на телефонные разговоры.

•        увидите стенд с терминалом и телефоном. На старых стендах вы просто выбираете свободную комнату, обозначенную зеленой лампочкой, снимаете трубку телефона и нажимаете на соответствующую кнопку. Телефонное соединение устанавливается автоматически. На современных стендах, как правило установлен монитор, позволяющий найти комнату с помощью интерактивных меню. В общем, все как на компьютере. Соединение так же устанавливается автоматически.

Опять же потребуется умение разговаривать на немецком. По телефону это еще сложнее. Договорившись, не забудьте записать адрес и телефон. Если к концу дня ваши планы изменяться и вы по дороге найдете лучшую комнату то следует тут же позвонить по телефону и извиниться за то, что вы не сможете приехать. Заготовьте фразу о серьезной поломке велосипеда для «отмазки».

Если к 9ти вечера вы ничего не найдете, то следует стучаться в любой деревенский дом и объяснять свою проблему. С большой степенью вероятности хозяева знают, кто из соседей сможет вас приютить. Свободные комнаты есть почти в любом деревенском доме. Следует подчеркнуть, что вас устроит любая комната.

Валерий Винников