Путешествия - это серьезно.

     

Пешее путешествие по Полярному Уралу в 2006г. - День 12-18

День 12 - 11 Августа

С утра видимость неплохая, облака высокие. Вершина Пайера скрыта в облаках, но перевал виден. Ветра нет, тепло. Поднимаемся на Южный Пайерский перевал, (N66 42 50.2 E64 22 35.7 1030 m) мой вчерашний подвиг с запоминанием трека не пригодился (и хорошо, что не пригодился). Как ни странно, на перевале донимают комары. Перекусываем, и решаем, куда идем дальше. Антон хочет пройти по скальному гребню, разделяющему долины лев. Пайеры и Лекхойлы. Мне этот путь кажется слишком крутым, чтобы проходить его с тяжелыми рюкзаками, я предлагаю спуститься к озеру – истоку Пайеры и пройти вдоль него, а потом набрать высоту и влезть на плато. Потеря высоты небольшая – метров 100, зато спокойнее. Антон упирается, я решил отпустить его одного. Пусть идет по скалам, а мы с Алешей пройдем вдоль озера. Разделяться, конечно, нехорошо, но пусть попробует. В конце концов, ему больше хочется полазить. Договариваемся о месте встречи, Антон уходит к гребню, а мы с Алешей, как и планировали, спускаемся к озеру и идем вдоль берега. Периодически находим на склоне крошечную фигурку Антона. Беспокоимся за него. В одном месте видим ручей – струйка воды льется между камней, как из водопроводного крана. Рядом плоская горизонтальная каменная плита, образующая навес, ветра нет. Решаем в этом месте пообедать. Заканчиваем трапезу, слышим победный крик Антона – он уже на плато. Мы поднимаемся по склону, набираем метров 200 по высоте и тоже выходим на плато. Его высота – примерно 1100 м. Антон предлагает перекусить – мы-то пообедали, а он голоден. Бросаем рюкзаки у ближайшей лужи, перекусываем, и идем на экскурсию по плато.
Сначала смотрим с высоты на водопад левой Пайеры. До него далеко, но все равно впечатляет. Плато здесь круто обрывается вниз скальной стенкой, и Антон решил бросить вниз камень. Выбрал камушек килограмм под 80, спихнул его.... Грохот стоял секунд 30, наверно, в Харпе было слышно.
Потом пошли к противоположному краю плато, смотреть на долину Лекхойлы. Она, как и Пайера, представляет собой цепочку озер, только вода в них другого цвета. В озерах плавают снежные айсберги.
Посмотрели мы и скальный гребень, по которому шел Антон. Один его склон почти отвесный, а другой – очень крутой. Хорошо, что бы туда не полезли. На самом краю плато местами лежат камни размером с автомобиль, и кажется, что они держатся на честном слове. Толкать их вниз не стали – страшновато.
Потом вернулись к рюкзакам, и пошли по плато на юг, теряя высоту. Идти легко, крупных камней почти нет. Решаем дойти до пологого спуска и спуститься в долину Лекхойлы. В одном месте на снежнике увидели оленя, фотографировали. Олень почти домашний, людей не боялся. Спустились к одному из озер Лекхойлы, сильно уставшие.

Ночевка - N66 40 21.6 E64 26 40.2 495 m
Пройдено 7 км.

День 13 - 12 Августа
Дневка. Погода хорошая, облака высокие, прохладный ветер. Я и Антон сходили на экскурсию в истоки Лекхойлы, Алеша решил остаться в лагере. Я думал, что в истоках будет водопад, как на левой Пайере, но его там не оказалось. Просто ручей стекает по камням и впадает в озеро. Видели несколько пар крачек. Видимо, где-то недалеко у них было гнездо, потому что птицы явно беспокоились, и пролетали в непосредственной близости от нас.
Долина Лекхойлы совсем не похожа на долину Пайеры - она шире, и на ее дне много небольших морен. Камней там не так много, и идти легче. Антон пошел лазить по склонам долины, я вернулся в лагерь. Пока Антона не было, сварили обед. Потом пришел Антон, разогрели суп и пообедали.
Встретили женщину – геолога, оказалось, у них лагерь в полукилометре от нас. Первый ее вопрос был – Все ли у нас в порядке, не нужна ли помощь? Я немного проконсультировался по поводу дорог, а Алеша спрашивал названия камней, которые он насобирал по дороге.

День 14 - 13 Августа
С утра – хорошая погода. Быстро собираемся, и идем к слиянию Лекхойлы и Бурхойлы. По дороге встретили двух мужиков из лагеря геологов – видимо, идут ловить рыбу в озере. К слиянию подошли к обеду, достали закладку, и пообедали. После обеда продолжаем путь к малой Хараматалоу. Дождей здесь, видимо, давно не было, тундра подсохла, теперь идем по вездеходным следам. Только видно, где десять дней назад текли ручьи. Небольшие притоки можно перейти по камням в ботинках. Даже не верится, что недавно мы с трудом переходили их в сапогах. Рюкзаки, хотя и потяжелели после снятия закладки, оказались нетяжелыми, и по дороге идем довольно быстро. К вечеру добрались до брода через малую Хараматалоу, и вскоре после брода заночевали на удобной сухой поляне метрах в 100 от дороги. Обилие морошки и черники.

Ночевка - N66 38 13.3 E64 48 47.5 238 m
Пройдено 19 км.

День 15 - 14 Августа
Погода с утра хорошая, идем по дороге вдоль малой Хараматалоу. Дорога подсохла, но не везде. Местами вездеходы разбили ее до состояния подмосковной лесовозной дороги, и колеи заполнены жидкой грязью. Приходится обходить такие участки по кустам. Хорошо, что сырых мест не так уж много. Выходим к озерам. Дорога поворачивает налево, но там видно неприятная заболоченность, поэтому мы сходим с дороги, чтобы пройти наиболее заболоченный участок по берегу. Идти достаточно легко, хотя иногда попадаются заросли ивы. Оставляем озеро слева, подсекаем продолжение дороги и идем дальше. Дорога плавно выводит нас на берег Малой Хараматалоу (N66 38 38.9 E64 56 32.5 143 m) и ныряет в воду. Бродим реку, и не можем найти продолжения дороги. Оказывается, колеи идут прямо по руслу реки. Вода невысокая, мы тоже идем по руслу. Антон некоторое время пытается обходить по берегу, но начинаются прижимы, и ему приходится идти за нами по колено в воде. Несколько километров идем по реке. Идти довольно комфортно, камушки мелкие, неглубоко. Вскоре (N66 39 02.2 E65 00 21.1 133 m) река делает поворот направо, и мы замечаем, что дорога выныривает из реки и идет на берег. Отдыхаем на берегу, ориентируемся. Дорога срезает излучину реки по берегу, мы идем по дороге. Встречаются болотца, но вполне проходимые. Опять подходим к реке и бродим ее (N66 39 13.6 E65 03 18.9 115 m). Рядом с дорогой – неплохое место для обеда, обилие дров, чем мы и воспользовались. После обеда продолжили движение по дороге, и через пару километров подошли к броду через большую Хараматалоу (N66 39 56.8 E65 04 57.7 105 m). Брод оказался несложным, и мы пошли дальше. Несколько километров дорога на север, между двумя небольшими горками. Тогда, в 97 году, меня это сильно напрягло – эта дорога не была показана на карте, по которой мы тогда ориентировались, а я думал, что она пойдет по течению реки. Теперь мы идем по ней спокойно. Через полтора километра долина расширяется, и становится приболоченной. Идти сложно, ноги то и дело проваливаются в грязь по колено. Вытаскивая ногу, можно оставить в грязи сапог. Вскоре выходим на седловину, и видим долину реки Степрузь. Пересекаем небольшой приток, и идем дальше вдоль Степрузи. Пройдя еще несколько км, пересекли сухое русло ручья. Отошли немного в сторону, и довольно быстро нашли бочаг, по форме напоминающий ванну. Недалеко удалось найти удобную площадку для палатки, и немного дров – веток лиственницы. Там и заночевали.
Ночевка - N66 42 10.2 E65 04 47.2 172 m
Пройдено 17 км.

День 16 - 15 Августа
Продолжаем идти по дороге вдоль СтепРузи. Дорога идет на некотором удалении от реки, иногда ветвится. Мы выбираем ближайшие к реке колеи, пусть они и не самые сухие. Идти достаточно легко, дорога идет по сухому склону. Проходим километра три, и видим брошенные полуразвалившиеся нарты со сломанными полозьями. Антон решил собрать их, а минут через десять я тоже присоединился к процессу сборки. С точки зрения инженера - прочниста, занимающегося проблемами прочности фюзеляжей самолетов, нарты представляют грамотно построенную жесткую конструкцию без перегруженных узлов. Антон восхищался, что местное население делает такие конструкции, не используя знания сопромата и прочих инженерных дисциплин. Только веками накопленный опыт. Вскоре показался брод через Степрузь (N66 44 11.5 E65 05 21.6 186 m) Брод несложный, переходим без проблем. На другом берегу, дорога выходит на плоскую седловину, которая заболочена и сильно разбита вездеходами. Хорошо, что существует обходная дорога, идущая немного выше по склону, и потому сухая. Видно, что потом эти дороги сойдутся, идем по более сухой. Переходим ручей Кыквомшор, немного набираем высоту, и видим седловину Собского перевала и долину реки Макар-Рузь. Ветер доносит со стороны перевала шум тракторого двигателя.
Долина сильно заболочена. Дорога раздваивается. Одна идет ближе к горам, видимо, на Собский перевал, другая спускается в долину реки. Выбираем ту, что идет ближе к восточному направлению. Дорога продолжает ветвиться, пересекая заболоченную долину, но очевидно, что все колеи сходятся у брода через Макар-Рузь. некоторые ответвления не разбиты, и мы идем по ним. Над горами клубятся сине-черные тучи, вываливаются из Европы, но горный хребет для них – непреодолимое препятствие. Только седловина Собского перевала оказывается недостаточно высокой, чтобы задержать поток влажного воздуха, и из нее выдувает дождевые облака. Одно такое облако зацепило нас своим краем, пошел дождь. К счастью, моросило не сильно и недолго. В Европу идти решительно не хочется, да и не нужно. Подходим к броду (N66 45 07.2 E65 13 38.6 124 m) и пересекаем его. Брод несложный, даже не верится, что река здесь может снести течением вездеход. Сразу после брода обедаем. После обеда продолжаем движение по дороге. Дорога вполне приличная, идем достаточно быстро. Иногда встречаются заболоченные участки, но их немного и они небольшие. Достаточно неприятное заболоченное место оказалось у ручья Покойник-Шор. Видимо, не зря он получил такое название. Через полтора километра мы пересели Орехъеган, за ним начался приятный лиственничный лес. В принципе, можно было пройти и еще, но дальше на протяжении нескольких километров не ожидалось ручьев, поэтому мы решили ночевать здесь.
Ночевка - N66 46 02.6 E65 22 42.8 149 m
Пройдено 18 км.

День 17 - 16 Августа
Погода хорошая, поэтому вышли пораньше. Идем по дороге, иногда сверяясь с направлением. Дорога идет преимущественно на восток, незначительно петляя. Забираемся на плоскую возвышенность, видим покосившуюся триангуляционную вышку. Она обозначена на карте, как высота 294 м, дорога проходит в километре севернее. Еще один переход, и мы подходим к броду через Енгаю. (N66 48 20.4 E65 34 23.3 176 m) Брод несложный, сразу после брода обедаем.
После обеда продолжаем движение по дороге. Дорога здесь сухая, идти по ней комфортно. Иногда даже попадаются следы колесных тракторов. Перед ручьем Кердомакшор дорога выходит на широкий грейдер, по которому каждые несколько минут проезжают груженые самосвалы с рудника. Встречаются и легковые автомобили. До Харпа остается километров шесть, мы пытаемся голосовать. Водитель сказал, что сможет взять только одного человека в кабину, и мы пошли дальше пешком. Еще пара переходов, и мы приходим в Харп. Через Собь построен широкий бетонный мост, (а я уже морально приготовился к броду по пояс) . Еще пара километров по поселку, и мы пришли на ЖД станцию. Московский поезд будет только завтра утром, а поезд на Лабытнанги пойдет через полтора часа. Касса уже не работает (московское время – 14:40, местное – 16:40), то есть купить билеты возможности не представляется. В 17:00 по местному времени закрывается зал ожидания на станции – рабочий день окончен. Не беда, дождя нет, подождем и на улице. Антон и Алеша сходили в магазин, купили немного продуктов. Вскоре пришел поезд. Договорились с проводником за 100 рублей с человека, сели в купейный вагон, и через час уже были в Лабытнанги. Слыша наши рассуждения о билетах на московский поезд и о гостинице, проводник несколько раз предлагал переночевать у него в вагоне, и билеты на Москву приобретать не в кассе, а у него, или у начальника поезда. Получалось дешевле, чем в кассе, но не настолько, чтобы мы согласились с ним связываться. К тому же, возможно, нам удастся воспользоваться самолетом.
Пришли в здание вокзала Лабытнанги, и тут некоторая неожиданность – на вокзале нет кассы предварительной продажи билетов! Вообще! Она есть только в городе, в каком-то магазине. Пытаемся узнать расписание самолетов из Салехарда. Безрезультатно – единственная авиакасса в городе находится там же, где и предварительная ЖД касса. Сдаем рюкзаки в камеру хранения, и едем на машине к этому магазину. Водитель пытался помочь – узнать расписание самолетов по мобильнику, но ему это не удалось. Ладно, узнаем в кассе. Ан нет, опять неудача – касса работает только до 19:00, а сейчас – уже половина восьмого. Решаем с билетами разбираться завтра, а сейчас озадачились гостиницей. До вокзала оказалось совсем недалеко, пешком идти минут 15. Вернулись за рюкзаками на вокзал, и пошли в гостиницу. Помылись, поужинали, и легли спать.

Пройдено 21 км.

День 18. 17 Августа
Утром встали пораньше, и в 8:00 уже были у касс ЖД вокзала. Без проблем приобрели билеты на московский поезд, и почти сразу объявили посадку. В 9:40 по местному времени мы отъехали от станции.
Проезжаем станции Харп, Полярный Урал, Елецкий. Погода в европейской части хорошая, солнечная. Но видно, что горы покрыты снегом. Не прошлогодним, серым снегом, а свежим, только что выпавшим. Лето в горах кончилось.

Авторизация