Путешествия - это серьезно.

     

Отчет о велопоходе по Прионежскому полуострову в мае 2007 года.

Отчет о велопоходе по Прионежскому полуострову в мае 2007 года.

Read MoreИдея этого похода появилась давно, в 2001-2002 г, когда мы ходили с детьми на байдарках по Онежскому озеру. Путешествуя на байдарке, поневоле оказываешься привязанным к озеру или реке, и многие интересные места, находящиеся на некотором удалении от берега, остаются непосещенными. С другой стороны, путешествуя на велосипеде, тоже оказываешься привязанным, но только к дороге.

В поход отправились втроем – я, Антон Колотаев, и Марина Санкина.  

День 0. 28 апреля. Поезд отправляется в 00:30, но я приехал на вокзал в десятом часу, потому что очень не хотелось ехать по городу в темноте. Дождался остальных участников, мы разобрали велосипеды, неспешно погрузились в поезд, и поехали. В вагоне много туристов – водников. Попутчики, ехавшие со мной в одном купе, немного повозмущались, что велосипед может ночью свалиться им на голову, и что рюкзак слишком большой, и пр. Впрочем, скоро улеглись спать. В Медвежьегорск поезд приехал в 19:30, мы быстро выгрузились, собрали велосипеды, и в начале девятого поехали. Несколько километров петляли по городу, потом нашли указатель на Великую Губу.  Горки достаточно крутые, вверх взбираемся со скоростью, не превышающей 10 км/ч, на спусках разгоняемся до 18-20 км/ч, быстрее не получается – дорога сильно петляет, и асфальт местами разбит. Холодно, иногда начинает идти небольшой снег. Особенно сильный снежный заряд настиг нас километрах в шести от Медвежьегорска. Время – около девяти вечера, еще светло. Принимаю решение становиться на ночевку. Быстро нашли подходящее место недалеко от дороги – еловый лес, ручей, ровная площадка для палатки. На земле лежат отдельные островки снега. Костер под таким сильным снегом решил не делать, вместо костра думаю вскипятить чай на горелке.  Пока ставили палатку, снег перестал, прояснилось. Решили все-таки развести костер. Есть не хочется, потому что плотно поужинали в поезде, но чаю попили с удовольствием. Перекладывая рюкзак, обнаружил, что забыл дома часть продуктов.  Вот раздолбай! Минус десять баллов Гриффиндору! Надеюсь, что их можно будет купить в ближайшем магазине.

Проехали 11 км, асфальт.

День 1. 29 апреля. С утра ясно, но холодно. Встали, позавтракали, поехали дальше. Погода солнечная, немного потеплело. Дорога идет по берегу Онежского озера. Озеро еще не везде очистилось ото льда, на берегу лежит снег.  Немного раздражает то, что Марина постоянно отстает. Пытаюсь поставить ее направляющей – отказывается, пробую ехать за ней – останавливается и требует, чтобы я ехал вперед. Ладно, пока еду, контролируя дистанцию через зеркало. После Сигово основная дорога поворачивает налево, в Шуньгу,  а мы едем направо, в Кефтеницы – там есть часовня, которую Антон хочет посмотреть.  Отъехав от дороги около километра, пообедали на краю болота. Потом продолжили путь к деревне. Деревня находится на берегу Кефтеньгубы онежского озера. Залив длинный, и узкий, воспринимается скорее не как озеро, а как широкая река. Часовня действительно красивая, внутри стоят несколько икон. Залезли на колокольню, пофотографировали. Потом поехали назад, и продолжили путь по дороге в Кажму. Пока идет асфальт, хотя и довольно разбитый. В Кажме попробовали найти магазин. Магазин есть, но он не работает. Поэтому едем дальше. Сворачиваем на дорогу, которая обходит Ванчозеро по южному берегу. Дорога становится грейдером, усыпана крупным гравием.   Сегодня хотелось бы доехать до Черкасов, а лучше – до источника «Три Ивана». Погода портится – стало пасмурно, холодно, иногда начинает моросить дождь. Впрочем, на ходу холод не ощущается, но стоит немного постоять – быстро остываешь. Чуть не проехали нужный нам поворот на Черкассы, но вовремя опомнились и вернулись. Сходили с Антоном на разведку, посмотрели на озеро, сориентировались, и убедились в том, что это действительно та дорога, которая нам нужна. Дорога оказалась обычной грунтовкой, идущей по сосновым и еловым лесам, на ней встречаются следы полноприводных автомобилей. Завалы аккуратно пропилены – видно, что дорога используется.  Дорога сухая, ровная, но иногда встречаются длинные глубокие лужи, которые мы обходим пешком по краю. В одном месте дорога пересекает болото по гати. Гать затоплена водой, глубина этого мини-озера – по колено или глубже, пришлось сначала разведать путь. Прошли нормально. После болота нам встретился автомобиль системы Козел.  Дождь усиливается, поэтому принимаю решение становиться на ночевку на берегу Ладмозера, не доезжая двух км до Черкасов. Вода в озере прозрачная, не торфяная, как в большинстве карельских озер. Берега достаточно крутые, не везде можно нормально спуститься к воде. По берегам растет сосновый лес, в котором мы и заночевали. Дождь немного притих, и  дал нам поужинать у костра. Но после ужина опять припустил с новой силой. Мы не стали мокнуть, и пошли спать. А дождь сменился мокрым снегом. 

Проехали 68 км, асфальт – 50 км, грунт – 18 км. 

День 2. 30 апреля. Ночью было холодно, шел снег. Утром все завалено снегом. Его глубина – сантиметров 10. Холодно, вода в котелках замерзла. Снег не такт, более того, его периодически подсыпает. Пытаемся ехать по дороге дальше – не получается. Вчера мы по ней ехали, но сегодня все неприятности – крупные камни, вязкие лужи – все скрыто под снегом и через каждые 100 метров приходится спрыгивать с велосипеда. Это быстро надоело, мы пошли пешком. У Марины проблема с креплением багажника – треснул хомут. Я его немного подтянул, чтобы он совсем не сломался, но, видимо, придется как-то хомут менять. Дорога выходит на берег Ладмозера, метет снег. Через километр входим в Черкассы. На входе в деревню указатель – на источник «Три Ивана». До него 8 км. Продолжаем путь по дороге. Ехать не получается, дорога явно ухудшилась – появились длинные глубокие лужи, покрытые льдом. Глубина у них – по колено, дно вязкое, а лед под велосипедом проваливается, приходится обходить лужи с краю, по кустам. Снег с кустов засыпается в сапоги, тает на штормовке. Но хуже всего то, что дорога завалена снегом. Основная дорога читается нормально, а повороты и ответвления совершенно не видны. Всерьез опасаюсь по ошибке свернуть на боковую дорогу и оказаться на какой-нибудь вырубке или в болоте. В одном месте я уронил велосипед, сломал зеркало . В другом месте Марина сломала об дерево переднее крыло. Крыло пока держится, но трещина большая.  Проходим поля, на которых были  деревни Ведехино и Карасозеро. Погода немного улучшилась – выглянуло солнце, но все равно дует ледяной ветер. В полях очень холодно. Обед устроили на Мельничном ручье, и продолжили путь по дороге. После обеда я снял велорюкзак с багажника, повесил на плечи. Конечно, до анатомического горного рюкзака ему далеко, но немного полегче, чем тащить по кустам велосипед с рюкзаком. Источника не видно – видимо, остался где-то в стороне, а мы не увидели поворот из-за снега. Проходим то, что осталось от деревни Селецкое. На поле стоит часовня, зашли внутрь, слазили на колокольню, и пошли дальше. Пройдя километр, встали на ночевку. Снег перестал, мы развели большой костер, подсушились и согрелись. 

Прошли 28 км.

День 3. 1 мая. Опять холодно. С утра – явно минусовая температура. Самое неприятное то, что у велосипедов не крутятся колеса. Вообще. Причина – пространство между ободьями и вилками вчера было забито мокрым снегом, а сегодня к утру он превратился в монолитный лед. Пришлось вылить на колеса по котелку теплой воды – сразу полегчало, колеса стали крутиться. Инспектирую хомут у багажника на велосипеде Марины – трещина вроде не развивается, но хорошо бы найти что-нибудь на замену.  Пошли дальше – дорога немного улучшилась, стала суше. Хотя снегу меньше не стало, местами (на спусках) даже можно ехать. В гору мы идем пешком – колеса вязнут в снегу. Состояние дороги быстро улучшается, и через 5 мы выходим на автодорогу Великая Губа – Ламбасручей. Дорога представляет собой грейдер, засыпанный снегом. Снега нет только там, где проехал автомобиль. По этим колеям и едем. Погода немного улучшается – выглянуло солнце, немного потеплело. Ближе к повороту на Великую Губу обнаруживаем на обочине помойку, на которой лежат несколько разбитых телевизоров. Из одного телевизора взяли стальную ленту – сделаем из нее новый хомут для багажника, если потребуется. Проезжаем Великую Губу, зашли в магазин, купили хлеба, печенья, тушенки. И поехали дальше – на Усть-Яндому.  Проезжаем Сибово. Здесь, судя по карте, должна быть церковь, но ее не видно. Проезжаем без остановки. Обед решили не делать – нашли теплый пригорок на котором не дул ветер, и перекусили.  Вскоре проехали мост через  реку Яндому. Где-то здесь я хотел встать на дневку, чтобы пешком сходить к Яндомозеру. Берега у реки болотистые, и к реке подойти не просто. И лес в этом месте не радует – береза, осина, ольха. Свернули на дорогу к Яндомозеру, проехали по ней с полкилометра, и встали на краю поля. Дрова будут из ольхи, но ручей рядом, и ровная площадка для палатки к нашим услугам. Перед ужином сходили пешком на экскурсию в д. Усть-Яндому, посмотрели тамошнюю часовню, побеседовали с обитателями деревни – фермерами.

Проехали и прошли – 40 км.  

День 4. 2 мая. Дневка. После завтрака идем к Яндомозеру. Сначала думали проехать на разгруженных велосипедах, потом передумали и пошли пешком. Дорога – явно не велосипедная. Сырая, заваленная. До Варваринской церкви отсюда – около 8 км. Идем сначала лесом, потом выходим на полуостров. Встречаются отдельные домики, используемые как дачи. Добраться до них по дороге можно только на гусеничном тракторе, даже на полноприводном автомобиле здесь не везде можно проехать. Обитатели домиков добираются от Великой губы на лодках – это быстрее и проще. На полуострове много можжевельников, они образуют небольшие перелески. В низинах – ольха и береза. Дорога выводит к церкви. Действительно, размеры впечатляют. Хорошо, что ее не увезли на Кижи – тут этот храм стоит на своем месте.  После этого попробовали найти геокэшеровский тайник, но не получилось – то ли неправильно определили количество окошек, то ли тайник оказался разграбленным. Особо усердствовать в поисках тайника не хотелось – на камнях, под которыми должен быть тайник, грелись гадюки. При нашем появлении они уползали под камни, и трогать эти камни уже не хотелось.  Вернулись в лагерь, поужинали. После ужина я  сделал Марине новый хомут для багажника, не дожидаясь, пока развалится старый – лучше поменять его сейчас, когда есть время, рядом костер и не так холодно.

Прошли 18 км.  

День 5. 3 мая. С утра холодно и ясно.  Едем по дороге дальше, к Типиницам. Дорога представляет собой грейдер, местами раскисший, местами разбитый. Проехали мимо притулившейся на обочине «Волги», в которой мирно то ли спали рыбаки, то ли охотники. В палатке нам было явно уютнее. Приближаемся к Типиницам, Антон сворачивает в деревню – посмотреть церковь. Мне почему-то не хочется туда ехать, но следую за ним. В том месте, где, судя по карте, она должна быть, ничего нет. Следовало бы развернуться, но Антон упрямо едет дальше, к берегу озера. Дорога идет под гору, а нам потом возвращаться назад.  Мне уже стало ясно, что никаких церквей и часовен в этой деревне нет, поэтому я и Марина останавливаемся в нескольких сотнях метров от берега.  Антон доезжает до створных знаков, стоящих на берегу, и  возвращается. Передохнули, поехали назад. Выезжаем из деревни, проезжаем с километр, и видим часовню. Подъезжает Марина. Оказывается, она здорово упала на подъеме, и ушиблась. А мы с Антоном этого и не заметили – привычка Марины все время отставать, и при этом упорное нежелание видеть кого-либо позади себя сделали свое дело.  Думаю, ничего серьезного, всего лишь предупреждение. Мне – не уезжать далеко вперед, а ей – ехать в голове группы.  Зеркало сломано, а постоянно оборачиваться на такой дороге я не могу. По-хорошему надо бы осмотреть ушиб, но все мои предложения вызывают резкий протест. Ладно, пусть сама разбирается со своими травмами.  Едет она, в общем, нормально, сильнее отставать не стала.  Проезжаем дер. Поля. Антон опять пошел смотреть церковь. Я и Марина остались на дороге, ограничившись осмотром с расстояния пары сотни метров. Пообедали после Керацкого озера, и вскоре после обеда выехали на асфальтовую дорогу Толвуя – Великая Губа. После стольких километров грейдеров асфальт воспринимается как награда, но дорога сразу идет в крутую гору. Вползаем медленно, зато спускаемся с горы быстро. Поворачиваем на Терехово. Асфальтовая дорога вскоре сменяется грейдером, и скорость сразу падает. Проезжаем деревни  Терехово и Космозеро.   В Космозере заходим в магазин и пополняем запасы продуктов. Проезжаем еще километров пять, и становимся на ночевку в красивом сосновом лесу на берегу самого озера Космозера.

Проехали 50 км, из них асфальт – 7 км.  

День 6. 4 мая. Едем по дороге вдоль Космозера. Дорога идет по красивым местам – слева, за соснами, видно само озеро. Справа – поросшая соснами горушка. После дер. Узкие эта горушка исчезает, сосны сменяются березами. Опять проезжаем Кажму – круг замкнулся. Начинается асфальт, и скорость сразу увеличивается. Антон предлагает заехать в Шуньгу, посмотреть несколько церквей неподалеку. Мне не хочется делать крюк в 8 км в одну сторону, но соглашаюсь.  Проезжаем километра два, и тут у Антона начинаются странности с цепью. Я увидел расклепавшееся звено цепи, и  принимаю решение пообедать, благо место для обеда вполне приличное. В процессе обед-ремонта предлагаю Антону, починив цепь, сгонять в Шуньгу одному и налегке. Что Антон и сделал. Вернулся он через полчаса (я думал, потратит времени больше), довольный, и сообщил, что никаких часовен в этих деревнях нет.  Хорошо, что не поехали все вместе с рюкзаками.
После обеда вернулись на дорогу, и поехали дальше на север, к Федотово. В Федотово начинается дорога на Дианову гору. Дорога оказалась грунтовкой, которая шла круто вверх. Все правильно, в Дианову гору. Пришлось немного пройтись пешком.   Зато на вершине открылся такой вид, что мы решили тут невдалеке и заночевать. Все окрестные леса, озера, видны как на ладони. Ночевали в сосновом лесу рядом с верховым болотцем.

Проехали 50 км, из них асфальт – 20 км.  

День 7. 5 мая. С утра продолжаем путь от Диановой горы в сторону Уницы. Быстро скатились с самой горы, потом скорость упала – дорога, пересекая болота, проходит по гатям, по которым ехать на велосипеде не получается. Там, где болот нет, можно ехать, не спеша. В этом месте красив и лес, и болота.  Проезжаем Уницу, и продолжаем движение по грейдеру Уница – станция Кяппесельга. Пообедали у озера, потом поехали дальше. В Кяппесельге не сразу нашли нужную нам дорогу в Кондопогу. пришлось спрашивать у местного населения. Несколько человек посоветовали ехать по трассе М18, но потом мы все-таки нашли здравомыслящего человека, который показал, где нужно сворачивать. Оказывается,  по этой дороге на автомобиле давно никто не ездит, потому что там закрыли ж/д переезд. Но дорога сохранилась, на велосипеде и мотоцикле по ней ездить можно.    Повернули, и почти сразу у Антона разорвалась цепь. Чинились на виду у всей деревни. Я извлек из своих запчастей кусочек цепи, но почему-то звенья склепались как-то криво. Ладно, поехали дальше. Дорога шла недалеко от жд линии, потом вывела  к закрытому переезду, и сразу круто полезла в гору. Опять пришлось идти пешком. Лес был весьма красив, и идти по нему доставляло удовольствие. Под гору можно было ехать, не спеша – дорога была местами очень каменистая. Но видно, что дорога когда-то была проезжей – местами сохранились дорожные знаки и километровые столбы. После поворота на станцию Викшеозеро дорога стала грейдером. Мы проехали по нему еще километра два, и тут у /Антона опять разорвалась цепь. Я решил, что такие дела надо делать в спокойной обстановке, и предложил тут и заночевать. Еловый лес был сырой, но мы нашли сухую площадку под палатку, и под костер.

Проехали 41 км.  

День 8. 6 мая. Ночью пошел дождь, который к утру не перестал. Поэтому мы приготовили завтрак на горелке прямо в палатке. Вышли на дорогу, поехали в сторону Лижмы. Опять день начался с неприятностей – у Антона прокололось колесо. Он заправил другую камеру, но и она тоже стазу прокололась. Мы с пристрастием осмотрели покрышку, нашли места проколов, но ничего подозрительного в ней не обнаружили. Поставили третью камеру, поехали. Дождь вроде перестал, прояснилось. Опять по сторонам красивый елово-сосновый лес, хотя местами встречаются вырубки. Обед готовить не стали – ограничились перекусом. Закончился день так же, как и начался, проколом, на сей раз у меня. Причем это произошло как раз в тот момент, когда мы стояли у ручья и решали вопрос – ночевать здесь или проехать еще пару километров. Ручей имел топкие берега, и от него до сухого места было далековато. Хотя лес был приятный. Мы уже приняли решение проехать немного до следующего ручья, но тут я увидел свое спущенное колесо и понял это как совет ночевать здесь.

Проехали 48 км.  

День 9. 7 мая. С утра – хорошая погода. Мы продолжили путь по дороге, которая, судя по карте, вскоре должны стать асфальтовой. Но асфальт появился только перед самой Кондопогой. Сделали крюк, посмотрели церковь на берегу Кондопожской губы. А потом решили посмотреть водопад Кивач. Выехав на дорогу Кондопога-Гирвас, мы проехали по ней километров 10, и пообедали в симпатичном сосновом лесу. Потом доехали 16 км до водопада, посмотрели его, и, вернувшись к месту обеда, заночевали. Водопад действительно красив, и его размеры впечатляют (по карельским меркам, конечно). Хотя тот же Падун на Коже если и меньше, то ненамного.

Проехали 67 км ( с учетом радиалки на Кивач)  

День 10. 8 мая. Утром – опять дождь. Приготовили завтрак в палатке на горелке. Сегодня нам надо доехать до Петрозаводска, а это – около 60 км по асфальтовой дороге. Наш поезд отправляется в 19:00, вроде как должны успеть. Ситуацию немного осложняет довольно сильный встречный ветер. Тем не менее, день получился для меня самый тяжелый. На  дороге Петрозаводск – Кондопога довольно интенсивный трафик, причем много грузовиков. Идет дождь, шоссе узкое, асфальт местами разбит, обочина неудобная, машины проносятся в непосредственной близости, обдавая грязью. Антон хронически уезжает вперед, Марина – хронически отстает. Пытаюсь ехать за ней – протестует, срываясь в крик. Видимо, усталость и давний ушиб дают себя знать. Еду посередине, иногда оборачиваюсь, для чего приходится останавливаться. Зеркало сломано еще в начале похода, обернуться же на ходу на дороге с таким движением у меня не получается – теряю контроль над велосипедом, опасаюсь свалиться прямо под колеса машины. По мере приближения к Петрозаводску поток машин становится еще интенсивнее, зато дождь притихает, переходит в морось. Въезжаем в Петрозаводск, едем по улицам. Подъезжаем к зданию вокзала. Поход закончен. Погода явно улучшилась – выглянуло солнце, потеплело. Я сдал рюкзак в камеру хранения, Немного покатались по городу, доехали до набережной. Закупились продуктами на дорогу, а там и посадку на поезд объявили.

Проехали 61 км.

Выводы –

Планируя поход по такому региону, как Карелия, надо учитывать, что большинство дорог там – грунтовые, или грейдерные – даже если и не завалены деревьями, то изобилуют ямами, глубокими лужами, и ехать по ним быстрее 10-12 км/ч на груженом велосипеде не получается. Асфальтовые дороги есть, но асфальт часто сильно разбит, и крейсерская скорость движения по ним оказывается всего около 20 км/ч. То есть большими километражами лучше не увлекаться.

Ко многим интересным объектам проще добраться пешком, чем на велосипеде. Имеет смысл ехать на велосипеде по асфальту или грейдеру, сделать дневку или полудневку, и сходить к какой-нибудь церкви или озеру пешком, налегке. Скорость движения по лесу – 2-3 км/ч, по тропе или дороге – 4-5 км/ч. То есть за день можно пройти 20-25 км.

В любое время года надо брать теплые вещи – резкое похолодание может наступить даже летом.

Сапоги – это обязательное снаряжение в Карелии в любое время года. Зимой необходимы  зимние сапоги, с весны по осень – резиновые. Для пешего и водного похода лучше болотные, для велопохода вполне достаточно обычных сапог. Без резиновых сапог  во-первых,  дискомфортно (постоянно придется ехать с мокрыми ногами), а во-вторых, опасно (много гадюк).

Осторожность надо проявлять,  ходя по лесу, собирая ветки для костра или грибы – можно нечаянно наступить на змею.

Авторизация