Путешествия - это серьезно.

     

Снегоходное путешествие по Карелии 2006г.

Отчет о снегоходном путешествии в марте 2006 года по Карелии.

  • _MG_5816.jpg
  • _MG_5816.jpg
    _MG_5816.jpg


    Снегоходное путешествие по Карелии

    Петрозаводск - Кудама - Сямозеро - Ведлозеро - Видлица - Сортавала - Валаам - Сортавала

    2006 г.

  • _MG_5814.jpg
  • _MG_5814.jpg
    _MG_5814.jpg
    И так, мы в очередной раз решились принять участие в снегоходном путешествии. Время было близкое к идеальному – март месяц, дни уже длинные, местность всеми любимая – Южная Карелия, туроператор опытный и с хорошими отзывами (Северо-Западное Бюро Путешествий).

    Места были зарезервированы месяца за полтора до даты старта (очень рекомендуется, а то мест в группе может и не быть), билет до Петрозаводска, откуда путешествие начиналось, куплены, снаряжение подготовлено.

    За время предыдущих снегоходных путешествий мы смогли понять, что в отличие от путешествий велосипедных, где опытный путешественник почти самодостаточен, для успешного путешествия на снегоходах очень важно, чтобы в плюс к работающим снегоходам, вокруг группы работала инфраструктура. И инфраструктуру эту хорошо бы обеспечивать надежной компании. Она должна не забывать своевременно подвозить ГСМ, организовывать ночевки, проводть плановое обслуживание техники. В нашем случае гиды – проводники были не обязательны, но все-таки желательны.

    Организующая компания предоставила почти все необходимое. Пара ночевок были заменены ночевками в других гостиницах, но это не испортило общего впечатления.

    Первый день

    Встретили нас представители Северо-Западного Бюро на вокзале в Петрозаводске. Небольшое путешествие на микроавтобусе по Петрозаводску – и вот мы уже примеряем комбинезоны, бахилы и шлемы. Комбинезоны подогнаны, бахилы надеты, рации и GPS, захваченные из Москвы, разложены по карманам, а рюкзачок с фототехникой и ноутбуком пристегнут к багажнику снегохода.

    Был проведен небольшой предстартовый инструктаж. Те участники, которые в первый раз имели удовольствие «пощупать» снегоход, узнали нехитрые правила его запуска и вождения. И сразу после этого (даже без пробного заезда) мы выходим на маршрут.

    Снегоходы организующая компания предоставила производства Polaris. Они были хорошо отрегулированы, бодро заводились, и имели задний ход, что в некоторые моменты оказалось довольно полезно. Потому как снегоход - он довольно тяжелый, и если куда не очень удачно заехать, то на руках его из этого места выносить довольно напряжно получается.

     Гараж, где у компании хранятся снегоходы, расположен почти на набережной Онеги. Снегоходы нас ждали на льду Онежского озера. И маршрут тоже начался с небольшого участка по Онеге. Самая простая дорога для снегохода – по льду замерзшего озера или реки. Если лед ровный и прочный. В этом году в Карелии лед был ровный и толстый. И воды поверх льда (извечной проблемы при движении по рекам и озерам) практически не встречалось.

    Километра 4 по Онежскому озеру, потом 5 километров по Логмозеру, пересекаем мурманскую трассу М18 и опять попадаем на озеро Укшозеро. По нему мимо Косалмы и Гомсельги по лесным дорогам добираемся до места обеда.

  • _MG_5839.jpg
  • _MG_5839.jpg
    _MG_5839.jpg
    Погода к этому моменту улучшилась, выглянуло солнце и чуточку повеяло весной. Обед в таком путешествии – это всегда маленький праздник. В этот раз праздник состоял из разнообразных бутербродов, кексов и чая из 3х литровых макси-термосов. Жалко, что не было костра. Но, возможно, об этом жалел только я, со своей туристической любовью к «чаю с дымком».

    После обеда было пройдено еще около 50 километров по лесным дорогам и просекам. Там и подстерегла нас первая неисправность - перегревшийся снегоход. Причем причина этого, похоже, выяснилась не сразу. А оказалась она, как часто бывает, очень простой. При производстве этой модели снегохода предполагалось, что ездит она по рыхлому снегу и дно снегохода этого снега почти всегда касается. И теплоотвод от этого дна получается "лучше не куда". Такой вот технологический изыск. Но в тот момент, когда наша группа вырулила на плотную лесную дорогу, теплоотвода стало не хватать, снегоход перегрелся и встал. Пока с этим разобрались, пока направляющий инструктор связался с замыкающим (сотовые телефоны в этом месте работали прескверно, а раций у инструкторов не было), пока съездил к нему...

  • _MG_5842.jpg
  • _MG_5842.jpg
    _MG_5842.jpg

    Немного постояв, снегоход остыл и опять был готов к путешествию. Без особенных приключений мы доехали до деревни Кудама на берегу Сямозера с очень милой частной гостиницей и русской баней.

    Интересна история этой гостиницы. Ее построил житель этой же деревни. А учитывая, что стоит деревня в красивом месте, а конкурентов нет, гостиница стала пользоваться изрядной популярностью. В результате был построен еще один дом, а во время нашего путешествия строился уже третий "корпус".

    Жена владельца гостиницы приготовила нам замечательный ужин.

    А еще мы стали свидетелями роскошного заката над Сямозером.

  • _MG_5856.jpg
  • _MG_5856.jpg
    _MG_5856.jpg

    Второй день.

    Проснулись, потянулись, вкусно позавтракали, и собрались в дорогу. Сборы заключались в упаковке рюкзаков, которые ездили отдельно от нас на «русском джипе – козле». С утра рюкзаки загружались в машину, а вечером их подвозили к месту ночевки.

    Пока мы собирались, наши 2 инструктора готовили снегоходы. Их чистили от выпавшего за ночь инея, заправляли и прогревали. Причем это был уже "второй подход" к снегоходам после нашего приезда. Первый был еще вчера, когда снегоходы чистили от набившегося во все "внутренности" снега. Когда мы были готовы к отправлению, снегоходы тоже уже стояли подготовленные к старту. Оставалось только дернуть разок ручку стартера и нажать на газ.

  • _MG_5881.jpg
  • _MG_5881.jpg
    _MG_5881.jpg
    Немного о нашей группе. Клиенты ехали на 5 снегоходах, инструктора – еще на 2х. Инструктора были направляющим и замыкающим группу, а 5 клиентских снегоходов на маршруте держались между ними. Из этих снегоходов на 2х ехало по 2 человека, а на 3х – по одному.

    Практика показала, что вдвоем на одном снегоходе ездить не очень удобно. Особенно страдает «пассажир», Ему, в отличие от водителя, не очень хорошо понятно, что будет происходить со снегоходом в следующий момент. Поэтому ни к кочкам, ни к ямкам, ни к чему-либо еще подобному он подготовиться не может. В результате снегоход из пассажира основательно «вытрясает душу». Поэтому желательно не экономить, и резервировать по 1 снегоходу на одного человека.

    Начался наш маршрут в этот день с 12 километрового участка по Сямозеру от Кудамы до Верхкусельги. Потом по берегу почти до Эссойлы, в районе которой мы пересекли дорогу А-133, проехали километров 10 по льду Шотозера, а затем по лесовозным дорогам еще километров 25, после чего устроили себе обед между Вохтозеро и Нялмозеро. Погода в этот (да и почти во все последующие дни) была изумительная – солнце, легкий морозец, почти без ветра. Наверное, при некотором желании, в такую погоду можно попробовать позагорать. А уже попить горячего чая с бутербродом из малосольной рыбки…

  • _MG_5905.jpg
  • _MG_5905.jpg
    _MG_5905.jpg
    До вечера мы еще пересекли Ведлозеро, и, миновав Кинелахту и Большие Горы, доехали до Видлицы, стоящей не берегу Ладожского озера. Там-то и была первая из двух замен гостиниц.

    Изначально наш маршрут был хорошо проработан компанией-организатором. Были прописаны маршрут, дневные перегоны и места ночевок. Но в Видлице выяснилось, что гостиница, в которой нам была обещана ночевка, еще не достроена. Посему поселены мы были в другую, построенную в эпоху развитого социализма, и с тех пор, похоже, не ремонтировавшуюся, гостиницу. Этот небольшой сюрприз не вызвал особенной грусти в наших рядах, и после ужина мы собрались в одном номере, чтобы посмотреть отснятые за день фотографии.

    Цифровых фотоаппаратов в нашей группе было 4, и каждый фотограф был рад продемонстрировать на экране ноутбука его взгляд на наше путешествие.

    В этот вечер нам удалось сравнить результаты съемки на маршруте разными фотоаппаратами. Результаты были, мягко сказать, разные. Из-за яркого солнца снимки получались очень контрастными, с "выжжеными" светами и "провалеными" тенями. С двух аппаратов, на которые снимали в формате RAW, удалось "выжать" относительно приемлимые результаты (которые Вы и видите), а с jpgами все было сильно хуже. Отсюда вывод - не экономьте "флэшки", снимайте в RAW . Особенно если камера это позволяет :-)

     

    Третий день

  • DSCN2870.jpg
  • DSCN2870.jpg
    DSCN2870.jpg
    Позавтракав и собравшись, мы вышли к снегоходам, которые уже заправленные и прогретые, ждали нас у дверей гостиницы. Рюкзаки погружены в «козлика», а мы, после ритуального почесывания и поглаживания четвероногого аборигена, отправились в путь.

    А лежал наш путь в тот день по льду Ладожского озера вдоль его берега. Ехали мимо местной достопримечательности – камня, символизирующего границу России с Финляндией, до октябрьской революции. Проехав километров 50, миновали остров Лункулансаари, мы заехали на другой остров с не менее непроизносимым названием – Мантсинсаари, где и пообедали.

    После этого было пройдено еще чуть больше 70 километров по Ладоге с заездом на многочисленные скалистые острова «Ладожские Шхеры». Острова эти, вздымающиеся изо льда Ладоги скальными глыбами, запорошенными снегом, с ярко-зеленой сосновой порослью на вершинах, выглядели {artsexylightbox}{/artsexylightbox}очень живописно. Понятно, что отказать себе в удовольствии залезть на один-другой такой остров и покататься с него на пятой точке (благо, комбинезоны казенные), мы не могли.

    На некоторых островах мы наблюдали любопытный природный феномен – снег на верхней части острова подтапливался солнцем и стекал вниз, к Ладоге, где и замерзал циклопическими (высотой 10-15 метров) сосульками и ледяными водопадами. Особенно изыскано смотрелись небольшие елочки и сосенки, вмерзшие в эту массу льда.

    В конце дня, истратив почти весь бензин в снегоходах, мы добрались до Сортавалы, где и заночевали в гостинице с длиннющей трубой, переделанной из бывшей швейной фабрики, которая стоит на берегу Ладоги.

    Гостиница была заполнена «горячими финскими парнями» всех возрастов, которые тоже приехали на снегоходах. И "отрывались" они там по полной, вне зависимости от возраста и пола. Позже выяснилось, что эта гостиница популярна у всех путешествующих в этом районе, особенно в выходные. И песни с плясками там происходят до полуночи, что нас почему-то не очень порадовало.

    Завтра нас ждал Валаам.

     

    День четвертый

  • _MG_5980.jpg
  • _MG_5980.jpg
    _MG_5980.jpg
    Утром, после хорошего завтрака, поданого в ресторане гостиницы, мы отправились на Валаам. Погода слегка ухудшилась, и к Валааму через 43 километра пути по «дороге жизни», проложеной по льду Ладоги, мы подъезжали уже при изрядной облачности.

  • _MG_5985.jpg
  • _MG_5985.jpg
    _MG_5985.jpg
    Согласно изначальному плану маршрута, на Валааме у нас была запланирована ночевка в монастырской гостинице, ужин и завтрак в трапезной. Но что-то испортилось в этой договоренности, и нас в монастыре никто не ждал. Одна радость – это было известно раньше, чем мы прибыли на Валаам, поэтому мы не сдавали номера в «гостинице с трубой» и не возили с собой вещи.

    Мы немного погуляли по территории главного монастыря, поездили по самому Валааму и его окрестностям, пообедали, как обычно, в полевых условиях, и отправились в обратный путь. По дороге назад мы заехали посмотреть Линию Маннергейма. Вернее то, что от нее осталось на нескольких островах. Судя по всему, это было циклопическое сооружение. Хорошо сохранившиеся орудийные позиции, системы переходов, прорытые в земле и выдолбленные в камне, дозорные башни, казармы для солдат и офицерского состава, и места для установки прожекторов и сейчас производят впечатление.

  • _MG_5988.jpg
  • _MG_5988.jpg
    _MG_5988.jpg
    А погода продолжала потихоньку портиться и на обратной дороге без GPSа нам бы было совсем плохо. Началась началась откровенная пурга и видимость была меньше 10 метров. Мы осторожно "ползли" по "дороге жизни" почти в нулевой видимости, а рядом с нами "из ниоткуда в никуда" медленно проезжали застигнутые непогодой машины. И только полузасыпаная колея и вешки вдоль нее отмечали дорогу.

    В Сортавалу вернулись под вечер.

     

    День пятый

    Этот день был нашим последним днем в путешествии. После обеда за нами должна была прийти машина, чтобы отвезти нас к поезду в Лодейное поле. Но оставалась еще половина дня, которую у нас был шанс использовать со смыслом. И мы сделали небольшой заезд по окрестным островам. Прощальный обед проходил в той же «гостинице с трубой». Всем участникам были розданы сертификаты о прохождении путешествия и сувениры.

    Потом был микроавтобус, который долго вез нас по заснеженным карельским дорогам, вечернее Лодейное поле, где мы с трудом нашли работающее кафе «У гномика», и поезд в Москву.

    Итоги

    Чтобы снегоходное путешествие удалось, его, как и любое другое путешествие, надо серьезно готовить. Это путешествие было подготовлено хорошо, но компании-организатору есть, куда совершенствоваться.

    Инструкторов хорошо бы снабдить рациями. Сотовые телефоны не всегда работают (покрытие не очень хорошее) и оперативность у них ниже.

    О внесении изменений в план путешествия (замена гостиниц) желательно сообщать заранее.

    Не все снегоходы работали хорошо. Те модели, у которых основной теплоотвод должен происходить с днища, перегревались при движении по плотным дорогам, когда нет прямого контакта с рыхлым снегом.

    Размеры комбинезонов и бахил не всегда соответствовали размерам участников.
    Перед началом маршрута хорошо бы проводить не только инструктаж, но и тренировочный заезд. Без этого люди, первый раз оказавшиеся на снегоходе, чувствуют себя не уверенно на маршруте.

    В целом мы можем сказать спасибо компании-организатору за хорошее путешествие и порекомендовать ее как надежного партнера в организации активного отдыха.

    Замечания по снаряжению.

    Одежда и шлемы, предоставленные организатором, выполнили свою функцию. Однако, если у Вас есть свой шлем мотоциклетного типа, лучше использовать его. Кроме этого желательно использовать свой личный подшлемник.

    Свои вещи лучше паковать в 2 рюкзака (или сумки). Большую, в которой будет ездить Ваша одежда и обувь, и которую будет перевозить машина, предоставляемая организаторами, и маленькая (для фототехники, GPSа, запасных перчаток и прочих мелочей), которую Вы будете возить с собой на снегоходе. При этом не вредно предусмотреть способ ее крепления к багажнику снегохода. Мы использовали багажные резинки (типа резинок от эспандера).

    Если в маленьком рюкзаке возится нежная техника (фотоаппарат, ноутбук), то желательно, чтобы рюкзак имел защитные вставки из "пренки". Можно использовать фотосумки с такими вставками. Без этого техника может быть повреждена – снегоходные маршруты прокладываются не по асфальту.

    Удачных Вам путешествий!

     

    Авторизация