Путешествия - это серьезно.

     

От Рахова до Кракова в 2007г.

Путешествие по Украине, Словакии, Польше, Белоруссии.

 

Команда Русского клуба велопутешествий, посетив за последние 4 года все крайние точки Европы – на Севере, Юге, Западе и Востоке, в 2007 году поставила перед собой новую цель – побывать на Географическом центре Европы. Но где это? Оказалось, что на сегодняшний день в Европе существует официально, т.е. стоят памятные знаки, монументы, обелиски, стелы - 11 Центров. Связано такое разнообразие, во-первых, с желанием различных стран поддерживать идею, что именно у них находится Центр Европы. Это и престиж, и туризм и вообще есть, чем гордиться. Во-вторых, разнообразие подходов к расчету места нахождения Центра: учитывать или нет острова, окружающие Европу, куда отнести моря, омывающие Европу. По какой системе считать – геометрически, но в этом случае, как представить поверхность Европы плоской ? А может совсем по-другому, как предлагал великий Менделеев, найдя центр тяжести. Задача интересная, подходы меняются часто с учетом того, ученые какой страны их разрабатывают. Но бывают и независимые расчеты. Так в конце прошлого века французские ученые сделали вывод, что Центр Европы находится в Литве в 30 км от Вильнюса. Литовцы быстро «подсуетились» и создали в этом месте так называемый «Парк Европы», куда активно зазывают туристов.

Но мы решили посетить те Географические Центры, которые имеют, во-первых, многолетнюю историю - определены таковыми много лет назад, а, во-вторых, которые располагаются с наибольшей плотностью друг от друга. Ну и конечно – чтобы места, куда мы бы поехали на велосипедах были бы интересны и живописны. Такими Центрами Европы с нашей точки зрения оказались в Украине село Деловое, рядом с городом Рахов, в Словакии горнолыжный курорт Кремница и в Польше местечко в 30 км. от города Краково. Такую информацию мы получили «порывшись» в географических справочниках и в Интернете.

Наша команда состояла из 4 человек Юрий Агапов, Илья Бачучин, Эдуард Бочаров и Сергей Геращенко.Опыт путешествий различный:

кто-то проехал через пустыни Сирии и Иордании, кто-то в такой велопоход пошел впервые, но конечно в его обще физической подготовке мы не сомневались. Описывать охватывающий восторг от увиденных красот, рассказывать, как иногда было тяжело крутить педали на многокилометровом подьеме, как радовались, когда наконец-то добирались до очередной нашей цели, до очередного Географического Центра Европы - нет смысла. Это надо испытать самому. Однако некоторыми туристическими впечатлениями хотелось бы поделиться.

За время велопохода мы побывали в четырех странах – Украина, Словакия, Польша, Белоруссия. Передвигались не только на велосипедах, но и на поездах. Это и понятно, преодалеть за 11 ходовых дней около 3,5 тысяч километров только на велосипедах не реально. Интересное для велосипедистов: велодорожки или тротуары с заездами для велосипедистов есть и в Словакии, и в Польше. В этих же странах в поездах предусмотрены специальные места для перевозки велосипедов. Наши бывшие республики в этом вопросе отстают. Да и в Москве не лучше. Особенно мы это почувствовали возвращаясь после Европейских походов домой, когда заталкивали свои велосипеды на третьи полки в поезде Гродно – Москва или, когда ехали на велосипедах от Белорусского вокзала по Ленинградскому проспекту. Ехать приходилось по проезжей части и каждый водитель, пролетавших мимо автомобилей, старался показать, кто здесь хозяин…

Во всех странах, в том числе в бывших наших республиках – заметна гордость за свои страны, уверенность, что в будущем будет только лучше. Нас поразил размах строительства частных домов, как по количеству, так и по размерам строящихся зданий. Практически во всех городах, где мы побывали, начиная с Мукачево и Ужгорода и заканчивая Белостоком и Гродно существуют или активно строятся пешеходные – прогулочные улицы. Много небольших закусочных и кафе, правда, польские города с этой стороны на первом месте.

Отношение к нам, как к туристам из Росси, было исключительно положительное. Только однажды мы столкнулись с элементом недружелюбия, но это было связано с гос. политикой, а не с людьми. Мы должны были перебраться из Украины в Словакию. С этой целью приехали в Ужгород. Оказалось, из города в Словакию идут автобусы, но водители пассажиров с велосипедами «наотрез» брать отказываются. Встречаясь в Мери Ужгорода с замом Мера по спортивной работе, выяснили, что в 50 километрах от города есть так называемый переход границы для пешеходов и мы велосипедисты попадаем в эту категорию.«Рванули» в это место. Приехали. Заняли место в очереди, а когда предьявили наши паспорта со словацкой визой пограничникам, нас вывели из очереди и обьяснили, через границу могут переходить украинцы и граждане стран Евросоюза, россияне нет. Уговорить украинских пограничников, чтобы нас пропустили, мы смогли. Но через 10 метров нас остановили словацкие… И начальник словацкого пропускного пункта, показывая какие-то документы, сказал, что он то готов нас пропустить, но есть закон и поставив в наши паспорта печать о пересечении границы, он не только нарушит этот закон, но и сам как бы распишется в этом. И, когда мы будем выезжать из Словакии, все вскроется. А терять звездочки с пагон он не хочет. Вот и пришлось нам по жаре нестись еще 30 км в Чоп, где уже не своим ходом, а на электричке мы таки перешли границу.

Из городов, которые мы посетили и постарались рассмотреть, а мы побывали в 13 крупных городах, нам понравились Капинец и Мартин в Словакии, Краков и Белосток в Польше, Гродно в Белоруссии. Города разные: Краков это типичный европейский город с ярко выраженной центральной площадью, украшенной величественными соборами и памятниками, со множеством туристов здесь же на площади в кафешках и ресторанах, с кавалькадой лошадиных упряжек для прогулок по городу, с множеством больших и малых оркестров, развлекающих туристов, и с удивительным , парящим над разгоряченной площадью, запахом жареных колбасок и лошадиной мочи. Гродно же – наш, так до боли знакомый социалистический город. С памятниками Ленину и Чапаеву (правда никто из опрошенных жителей Гродно не смог нам обьяснить связь Чапаева и Гродно), со скромной школьной ярмаркой в центре города, с центральной –Советской площадью и с танком на высоком постаменте посередине. Но в то же время множество восстановленных в городе церквей и храмов, но в то же время, в отличие от последних лет социализма даже в Москве, в магазинах большой выбор продуктов. Продукты заметно дешевле, чем в России. И это при том, что пенсия в Белоруссии уж точно не меньше, чем в России.

Кроме величественных соборов и памятников в Кракове нам запомнилось еще одно место, близкое русскому человеку. Катаясь по городу на велосипедах, а это один из лучших видов городского туризма, мы увидели рекламу – приглашение в клуб «Good bye Lenin». Поехали. Оказалось, что этот клуб находится в гостинице, где когда то останавливался Ленин. Предприимчивая краковская молодежь частично перестроив помещения, активно используя изображения «вождя» и красный цвет, организовала в этом помещении модный молодежный клуб. Вы можете остановиться здесь же в гостинице, гостеприимные хозяева проведут Вас по помещениям клуба, покажут, где Ленин отдыхал, а где работал. Вечером в клубе работает дискотека, молодежный бар… 

Здесь же в Кракове у нас произошел некий казус. Из информации, полученной по Интернету, Географический центр Европы в Польше находится в 30 км. от Кракова. Однако, посетив информационный центр города, городскую Управу, Консульство России в Кракове – мы выяснили, что такого места вблизи Кракова нет. Пришлось приложить немалые усилия, чтобы установить, что Центр Европы в Польше находится далеко на Севере в 90 км. от Белостока в местечке Суховоле. Таким образом, нам пришлось оперативно покидать прекрасный и гостеприимный Краков и срочно перебираться на север Польши. 

Вспоминается и дорога от села Деловое, что под Раховым в сторону Ужгорода. Дорога идет вдоль реки Тиса, -наверное многие помнят «шпионский» фильм «Над Тисой», повторяя ее изгибы, а за рекой в каких-то 20 метрах Румыния. И несмотря на шум реки, можно отчетливо слышать румынскую речь, видеть рыбачущих мальчишек. А с другой стороны дороги величавые горы, покрытые соснами. Неожиданно горы разбегаются, образуя лощины с притоками Тисы, и открывается вид на поселки обязательно с церковью или молельным домом посередине. Особенно хороши и богаты здесь на украинской стороне «румынские села».

Имея опыт посещения уникальных географических достопримечательных мест в разных странах, мы ожидали увидеть и здесь рядом с Географическими центрами Европы - оживленные туристические центры. Однако только под Раховым мы увидели что-то подобное: памятный знак, появившийся еще в позапрошлом веке, установленная не так давно пяти метровая стела из стали, ресторан, музей, сувенирные киоски, Флаги европейских стран, автобусы с туристами… В Словакии и Польше все значительно проще. Только памятный знак в виде большого камня, лежащего на земле, и надпись, что это точка Центр Европы.

В конце нашего путешествия, проехав 4 страны, мы согласились, что комфортней всего мы чувствовали себя в Белоруссии. И это не потому, что все вокруг говорили по русски, и не из-за того, что мы оказались в среде еще не забытого социалистического прошлого, а просто природа была наша. Родная. Мы возвращались и были уже почти – что дома, в России. А дома лучше всего…

С.Геращенко 

Авторизация