Путешествия - это серьезно.

     

Техника безопасности при езде на велосипеде по загородной дороге.

Скорее всего, велосипед приобретается для того, чтобы ездить на нем за городом. Кто-то будет ездить на рыбалку, кто-то - за продуктами в соседнюю деревню, кто-то планирует приобщиться к велотуризму. То есть, большинство велосипедистов собирается ездить на своих велосипедах по загородным дорогам. Как можно ездить на велосипеде по загородным дорогам безопасно и комфортно?

Read More

 
По каким дорогам не стоит ездить на велосипедах?

Во- первых, не надо ездить на велосипеде по автомагистралям. Обычно на таких дорогах очень интенсивное движение автомобилей, поэтому в безопасности вы там чувствовать себя не будете. О какой безопасности может идти речь, если в метре от вас со скоростью 80-90 км/ч проносятся автомобили, по большей части большегрузные? Воздух на таких дорогах, как правило, сильно разбавлен выхлопными газами, поэтому комфортной езды там не получится. 

Во- вторых, следует избегать дорог с большим количеством грузовиков. Это не обязательно будет шоссейная дорога. Зачастую опасно выезжать на лесовозные дороги, по которым перевозят лес в хлыстах. Скорости движения лесовозов на таких дорогах, правда, небольшие, но на повороте дерево может смести с дороги, как веником, не только велосипед, но и легковой автомобиль. 

Как следует ехать по загородной дороге?

Начнем с того, что на любой дороге действуют правила дорожного движения (ПДД), и раз уж вы по этой дороге едете (или идете пешком), вы должны эти правила соблюдать. 

Если на дороге, по которой вы едете, присутствует автомобильное движение (даже небольшое), то следует ехать как можно ближе к правому краю проезжей части. На загородной дороге не будет возникать таких ситуаций, когда вам нужно будет перестроиться на середину правого ряда. Поэтому надо ехать возможно правее, и без серьезных оснований перемещаться влево не следует. Если же достаточно серьезные основания появились, (например, надо объехать колдобину в асфальте), то не забывайте сначала обернуться и посмотреть, не обгоняет ли вас сзади автомобиль (или другой велосипедист). А лучше поискать возможность объехать эту колдобину справа, по обочине. В крайнем случае (слева - плотный поток транспорта, а колдобина большая и справа ее объехать не получается) останавливайтесь, слезайте с велосипеда, и обходите препятствие пешком. Пусть дольше, но спокойнее. 
Если на узкой дороге много автомобилей, то, возможно, вам безопаснее будет ехать по обочине. 

Во время езды посматривайте на дорожные знаки и соблюдайте их требования. Конечно, не все дорожные знаки имеют отношение к велосипедистам. В частности, знаки ограничения скорости, скорее всего, к вам не относятся: вряд ли вы сможете значительно превысить скорость на велосипеде. А вот знаки приоритета к велосипедистам имеют самое непосредственное отношение. Проезжая перекрестки и примыкания дорог, смотрите на эти знаки, разбирайтесь, кто сейчас имеет преимущество, и уступайте дорогу, если это требуется. 

Лучше всего велосипедист чувствует себя на такой дороге, на которой нет автомобильного движения. По лесной просеке вы, в принципе, можете ехать так, как вам заблагорассудится. Вероятность встретить там автомобиль достаточно мала, а даже если вы и встретите какого-нибудь грибника или рыбака, заехавшего в лес на машине, то он не будет ехать по такой дороге намного быстрее вас. И вы между собой уж точно разберетесь, какими бортами сейчас вам следует разъезжаться. Но следует помнить, что правостороннее движение действует и на таких дорогах. И правило правой руки - тоже.

Соблюдайте скоростной режим.

Вне населенных пунктов качество дороги может меняться быстро и неожиданно. Например, ровный свежеуложенный асфальт может закончиться, и на дороге появятся огромные колдобины и ямы.  
Распространенная ситуация - вы едете по хорошо укатанной грунтовой дороге. Дорога спускается к реке, и на спуске вы развиваете приличную скорость. А перед самым мостом твердая дорога сменяется рыхлым песочком (иногда еще с крупным гравием), по которому ехать с большой скоростью - означает почти гарантированное падение. Причем не всегда этот переход можно заблаговременно разглядеть и снизить скорость.
Вывод - При движении по незнакомой местности соблюдайте скоростной режим. Не следует сильно разгоняться на спуске с горы, если вы не знаете совершенно точно, что вас ожидает внизу.

Езда в группе.

Если вы едете по дороге не один, а в компании таких же, как и вы, велосипедистов, то надо соблюдать некоторые правила езды в группе. 

Соблюдайте дистанцию.

 Представьте себе, что велосипедист, едущий впереди вас, увидел препятствие, и неожиданно применяет экстренное торможение. Или, например, не замечает колдобины в асфальте, теряет контроль над велосипедом, и падает. Успеете ли вы остановиться? Не всегда есть возможность объехать препятствие, не снижая скорости. Поэтому одно из основных правил при езде в группе - соблюдайте дистанцию. Дистанция зависит от многих факторов - скорости движения, рельефа местности, качества дорожного покрытия. На спусках, на скользких участках, а также в условиях недостаточной видимости дистанцию следует увеличить. Вы должны успеть остановиться в самом худшем случае. Несоблюдение этого правила при езде в группе приводит к массовым падениям - велосипедным завалам, в которых участники очень просто могут получить травмы, а велосипеды - поломки. 
Вывод: дистанция должна заведомо больше вашего тормозного пути.

Нельзя ехать в несколько рядов по дороге с автомобильным движением.

Другая ситуация - вы не спеша едете по дороге рядом с другим велосипедистом и мило беседуете друг с другом. В это время вас пытается обогнать автомобиль. Одного велосипедиста он обгонит быстро и безопасно, (для этого ему достаточно немного сместиться влево). А для обгона вас двоих автомобиль должен выехать на встречную полосу. Будет ли она свободна на достаточном для обгона расстоянии? И сможет ли водитель автомобиля завершить маневр, выдержав при этом безопасный боковой интервал? Да и успеет ли он снизить скорость на извилистой дороге, если увидит вас в самый последний момент? 
Вывод: на дороге с автомобильным движением выстраиваться в несколько рядов не следует. Если уж очень захотелось ехать рядом, то делайте это только на прямых хорошо просматриваемых участках, и периодически посматривайте назад (в зеркало заднего вида). При появлении автомобиля сзади немедленно перестраивайтесь в один ряд.

Без крайней необходимости не следует обгонять велосипедиста справа.

Еще одна неприятная ситуация, которая может произойти при езде в группе. Вы едете за другим велосипедистом, и принимаете решение его обогнать. Влево вам смещаться не хочется (слева от вас едут автомобили), и вы решаете обогнать велосипедиста справа. Вы съезжаете на обочину, и начинаете обгон. В это время тот, кого вы обгоняете, видит препятствие, (колдобину в асфальте), и решает ее объехать. Влево ему смещаться тоже не хочется, по той же причине, что и вам. Поэтому он начинает объезжать колдобину в асфальте справа, по обочине. А на этой обочине как раз оказываетесь вы. В результате вы сталкиваетесь, падаете. 
А почему такая ситуация не может возникнуть при обгоне слева? А потому, что перед перестроением влево велосипедист всегда должен посмотреть, не обгоняет ли его в это время кто-нибудь (автомобиль, или другой велосипедист). А перед перестроением вправо он этого делать не обязан - он и так едет по правому краю проезжей части, правее его никого быть не должно.
Вывод - Без крайней необходимости не следует обгонять велосипедиста справа. Если уж вы решились на такой маневр, то всегда четко предупреждайте того, кого вы обгоняете: 
- Коля, я обгоняю справа!.

Не забывайте подавать сигналы.

Всегда предупреждайте других участников движения о том, что вы собираетесь делать. В ПДД указано, что перед поворотами, перестроениями, а также перед остановкой велосипедист должен подавать сигналы рукой. Но при езде в группе велосипедисты применяют дополнительные сигналы, предупреждая друг друга о препятствиях на дороге. Например, о колдобине, об осколках стекла, и о других предметах, наезжать на которые на велосипеде не стоит. Иногда приходится вводить специальные сигналы. Например, предупреждая о порыве ветра.

Если группа большая

Если группа, в которой вы едете, небольшая, (2-4 человека), то в движении вы все находитесь в пределах видимости и слышимости друг друга. Если кто-то начинает отставать, или вынужден остановиться, то он всегда сможет сообщить об этом остальным. 

А теперь представьте, что вы едете по дороге не вдвоем-втроем, а в большой компании. Силы у участников группы немного разные, велосипеды - тоже, поэтому все едут с различными скоростями. В результате некоторые участники немного уезжают вперед, другие - немного отстают. В какой-то момент отстающие теряют из вида тех, кто уехал вперед. И тут кто-нибудь из отстающих прокалывает колесо... Прокол совместными усилиями устраняется, на что тратится несколько минут, но отстающие становятся безнадежно отставшими - те, кто уехал вперед, никогда об этом не узнают! То есть группа разделилась на две, (на три или более) части. Бывает, что в результате такого разделения участники едут в различных направлениях (если уехавшие вперед пропустят нужный поворот). А что будет, если у кого-нибудь из отделившихся участников произойдет серьезная поломка? Потребуется инструмент, находящийся в общественном ремнаборе, а он находится у другого участника, который уехал вперед в неизвестном направлении. 

Чтобы такого не происходило, при езде в группе надо соблюдать несложные правила. 
Из числа участников назначаются два человека - направляющий и замыкающий. 
Направляющий едет впереди группы, его никто не обгоняет. В задачи направляющего входит ориентирование на местности (то есть он должен хорошо представлять, куда надо ехать). Периодически (например, через 40 минут езды, или через каждые 10 км) направляющий останавливает группу (отдохнуть), и дожидается замыкающего. Группа останавливается также на неочевидных поворотах, развилках дорог. 
Замыкающий едет последним, и никого не обгоняет. Он едет за отстающими участниками, при возникновении проблем помогает их устранить. У замыкающего должна быть аптечка, ремнабор, и все необходимые навыки по оказанию технической и медицинской помощи. 
Все остальные участники едут по дороге между направляющим и замыкающим. Если все будут соблюдать эти правила, то шанс потерять половину группы становится нулевым. 

Естественно, направляющий и замыкающий должны быть достаточно сильными и уверенными в себе. Что будет, если сломается велосипед у замыкающего, а устранить поломку своими силами он не сможет? Правильно, направляющий, в очередной раз остановив группу и не обнаружив замыкающего, поедет навстречу ему. А что будет, если направляющий допустит ошибку в ориентировании и свернет не туда? Тогда вся группа развернется и поедет искать правильный путь. 

Конечно, эти правила не следует возводить в разряд догм. В частности, замыкающий может обогнать некоторых участников (например, при движении на подъеме), - ехать в горку медленно довольно тяжело, особенно на груженом велосипеде. Просто ему не стоит надолго терять из виду участников, оказавшихся сзади. Достигнув конца подъема, замыкающий должен остановиться, и подождать всех, кого он обогнал. 

Точно так же, иногда сильный участник может обогнать направляющего, только надо предупредить его и договориться о месте встречи (мы c Колей поедем побыстрее, и через три километра ждем вас в деревне, у магазина).

Езда по левой стороне дороги.

Иногда приходится видеть велосипедиста, едущего по левой стороне дороги, по обочине. Насколько это оправдано? 
Если следовать правилам, по левой обочине должны двигаться пешеходы. Велосипед же является транспортным средством, и должен ехать по проезжей части (по правому краю). С этой точки зрения, езда на велосипеде по левой обочине - это нарушение правил. 
С другой стороны, бывает, что, например, ехать по проезжей части не получается (интенсивный поток транспорта), а встречная полоса свободна. И тогда действительно безопаснее перейти на левую обочину и ехать по ней (на правах пешехода). 
В остальных случаях на велосипеде лучше ехать по правой стороне, как это принято во всех странах с правосторонним движением.

Компаниец Максим.

 

Календарный план походов выходного дня.

Авторизация