Путешествия - это серьезно.

     

Личное походное снаряжение - Стр.6


Велосипедная одежда.
Пеший турист, который много времени проводит на ногах с рюкзаком за плечами, узнает о промахе в выборе одежды/обуви по потертостям на плечах или на ногах. Или по стуку зубов от холода.

Велотурист, в отличие от туриста пешего, существенную часть времени проводить в велосипедном седле, и у него неполадки с одеждой проявляются в том, что натирается та часть тела, которая соприкасается с этим седлом.

Чтобы избежать потертостей, необходимо использовать велосипедные штаны (трусы, шорты).

Велосипедные трусы изготавливаются из материалов, которые плотно облегают тело, как лосины. От лосин они отличаются наличием памперса, который защищает тело от натирания седлом. Выпускаются мужские и женские модели велотрусов, они обычно отличаются длиной (мужские – длиннее). Велотрусы бывают двух разновидностей – с лямками и без них.

В холодное время года можно применять велорейтузы – они тоже выполняются обтягивающими, и в них тоже имеется памперс.

Многие люди стесняются обтягивающей одежды, и для них выпускаются велошорты. Снаружи они выглядят, как обычные шорты, но внутри есть памперс, как у велотрусов.

В продаже имеются также велосипедные трусы, которые выглядят, как обычные плавки, но опять же, имеют памперс, и их можно поддевать под практически любую одежду.

Важно понимать, что велосипедные трусы, (как и рейтузы, и шорты) – это нижнее белье, которые нужно одевать на голое тело – иначе они не будут защищать кожу от натирания.

В магазинах имеется широкий выбор велосипедных трусов, и цена их значительно отличается. Дешевые велотрусы отличаются от дорогих главным образом качеством памперса. Дешевые велотрусы содержат тонкий памперс, который уже к концу сезона истирается, и трусы превращаются в обычные лосины, в которых можно только заниматься фитнесом. Дорогие велотрусы прослужат несколько лет даже при интенсивном использовании.

Многие велосипедисты используют для езды на велосипеде специальные веломайки. От обычной футболки они отличаются кроем (веломайка плотно облегает тело). Такая майка не парусит на большой скорости, хорошо впитывает пот и отводит его от тела. На веломайках никогда не делают нагрудных карманов. Карманы на них располагаются сзади, на спине. Потому, что велосипедист часто ездит в низкой посадке, когда его тело расположено почти горизонтально, и из нагрудного кармана его содержимое может выпасть.

Велокуртка – это обычная мембранная куртка, у которой спина и рукава выполнены несколько более длинными. Чтобы при езде в низкой посадке не оголялась поясница. Кроме того, велокуртки часто делают приталенными, чтобы полы куртки не цеплялись за седло.

А что взять с собой в велопоход?

Для походной одежды, как уже говорилось, важна универсальность. Самой высокой универсальностью обладают велотрусы – в теплую погоду можно ехать просто в них, а при необходимости поверх велотрусов можно одеть обычные штаны от штормового костюма или обычные шорты.

Подбирая брюки для велопутешествия, надо избегать широких штанин – они могут попадать в звездочки системы, пачкаться и рваться. Нужно ставить на систему защиту цепи, или использовать узкие брюки.

Веломайка в походе не помешает, ее также можно использовать как отдельно, так и вместе с штормовкой или велокурткой.

Самый опасный зверь - тот, который на двух ногах ходит.
Выбирая одежду для велосипедного похода по населенной местности, не следует забывать и о таком аспекте: велосипедная одежда, как правило, имеет яркий, броский цвет, обилие светоотражающих элементов, и выглядит весьма красиво. Сделано это, естественно, не для красоты, а исключительно в целях безопасности, для того, чтобы велосипедист был хорошо заметен на дороге. Но эта красота и броские цвета могут сослужить плохую службу: на велосипедиста могут обратить внимание всякие представители криминального мира - от уличных грабителей до подвыпивших компаний и обычной шпаны - искателей приключений.... Вероятность встречи с такими "асоциальными элементами" всегда есть, особенно в вечером в выходной день, около магазинов, клубов, и железнодорожных станций, а также в поздних электричках. Особенно если вы едете в одиночку. Езда в большой группе представляется более безопасной (нескольким мужикам проще отмахаться от хулиганов), но, с другой стороны, большая группа велосипедистов более заметна и менее оперативна. 

Поэтому иногда перед проездом населенных пунктов имеет смысл поверх велосипедной одежды одеть неброскую куртку и штаны, чтобы не привлекать ненужного внимания к вашей персоне. Это зависит от криминогенной обстановке в том районе, где вы собираетесь путешествовать.

Обувь для велотуриста – предмет особого разговора. Она сильно зависит от того, какими педалями оборудован велосипед. Если на велосипеде стоят обычные «топталки», то на нем можно ездить практически в любой обуви – в ботинках, кроссовках, даже в резиновых сапогах.

Если же велосипед оборудован контактными педалями, то и обувь для них нужно покупать соответствующую. И будет лучше, если в этой обуви можно не только ехать, но и немного пройти пешком. Поэтому в походах не стоит использовать шоссейные контактные педали – туфли для них для хождения пешком практически не пригодны.

Одежда для туристов - водников. Водоплавающие туристы обычно берут с собой два комплекта одежды - сплавную (в ней сидят на байдарке или катамаране), и бивачную (ее надевают на стоянках). Главное требование к сплавной одежде - она должна быстро сохнуть и, даже будучи намокшей, не вызывать ощущения холода. В теплое время года в средней полосе в качестве сплавной одежды можно использовать обычную штормовку, футболку и брюк вполне достаточно Ранней весной (а самое интересное время года для водника - половодье), а также на горно-таежных реках со снеговым и ледниковым питанием, сплавная одежда должна быть теплой и непромокаемой одновременно. Раньше многие водники использовали в качестве сплавной одежды комплект химзащиты. Он не промокал, но был неимоверно тяжелым. Сейчас появились более легкие гидрокостюмы, а также одежда из неопрена. В такой одежде можно достаточно долгое время находиться в ледяной воде, не подвергаясь опасности переохлаждения. Важная деталь одежды туриста-водника на бурной воде - спасжилет. Во второй половине ХХ века начинающие туристы приобретали спасательные нагрудники, которые выдавали на кораблях пассажирам. Основное назначение такого нагрудника - не дать утонуть человеку, попавшему в воду. Даже если этот человек находится без сознания, нагрудник будет удерживать его голову над водой. Но водный поход - это не круиз по Средиземному морю. Турист, оказавшийся в воде, должен иметь возможность выполнять какие-то действия (например, плыть к берегу и буксировать аварийное судно). А плыть в спас.нагруднике оказывается очень неудобно. Поэтому в туристической среде нагрудники быстро были вытеснены спасательными жилетами. На первых порах это были армейские спасжилеты. Они были удобнее нагрудников. Оказавшись в воде в спасжилете, человек принимает вертикальное положение, и может делать все, что от него требуется: руки остаются свободными. В спасжилете можно спокойно плыть. Но у армейских спасжилетов недостатков хватало. Главным недостатком являлась недостаточная подъемная сила. Такой жилет помогал только на спокойной воде. Да и места такой жилет занимал очень много.Сейчас появились надувные спасжилеты. Они обладают рядом преимуществ перед армейскими. У них достаточная подъемная сила, чтобы удержать человека на бурной воде, они удобно сидят на теле, не стесняя движений, а в сдутом виде занимают совсем немного места.

Спальник – необходимый предмет личного снаряжения в любом походе с ночевкой. Без спальника ночевать оказывается неуютно даже в теплую летнюю ночь, а в хорошем спальнике можно с комфортом переночевать даже в лютый мороз.

Сейчас в продаже имеются множество различных типов спальников. Какому отдать предпочтение? Это, естественно, зависит от времени года и от климата района путешествия.

О том, насколько теплым является спальник, можно судить по двум характеристикам – температуре комфортной и температуре экстремальной.

Например, если для спальника указана комфортная температура 5°С, а экстремальная – минус 10°С то в этом спальнике при 5 градусах тепла можно спать, раздевшись до трусов, и не испытывать дискомфорта, а при 10 градусов мороза придется одеть на себя все, что можно. Хотя, конечно, понятия теплового комфорта у всех людей разные. Тем, кто ходит в походы круглый год, приходится иметь несколько спальников. Теплый зимний спальник летом использовать неудобно – в нем жарко, кроме того, он тяжелее летнего и занимает больший объем. Можно, конечно, приобрести три спальника (для лета, межсезонья, и зимы). А можно обойтись только двумя. Для лета используется тонкий спальник, для межсезонья – потолще. А зимний спальник получается комбинацией этих двух спальников. Большое значение имеет наполнитель спальника. Раньше в качестве наполнителя использовали обычную вату, (часто спальники делали на основе обычного одеяла), позже – синтепон. Ватные спальники были теплыми, но тяжелыми, и боялись отсыревания. Кроме того, ватные спальники надо было беречь от искр костра. Синтепоновые спальники были легче, отсыревания не боялись, не боялись искр, но обладали небольшим сроком службы – синтепон со временем слеживался, и переставал нормально греть. Сейчас на смену синтепону появилось большое количество новых материалов (холлофайбер, холлофил, термофил, и т.д), которые оказываются значительно более долговечными, сохраняя все преимущества синтепона – легкие, теплые, не боятся отсыревания, и негорючи. Есть еще пуховые спальники, в которых в качестве наполнителя используется пух водоплавающих птиц. Такие спальники получаются очень теплыми и легкими, но очень боятся искр от костра и подвержены быстрому отсыреванию. Поэтому практически их можно использовать только в районах с сухим воздухом - в серьезном высокогорье, в Арктике. В средней полосе пуховый спальник быстро отсыревает и перестает нормально греть. А сушить такой спальник у костра нельзя... Синтепоновый же спальник согревает, даже будучи намокшим. Хотя, конечно, лежать в сухом спальнике несколько комфортнее. В зимний период ночевка в спальнике имеет одну особенность, про которую начинающие часто забывают – в спальник нельзя закутываться с головой. То есть накрыть голову можно, и нужно, но нос должен оставаться снаружи. Иначе водяные пары, которые вы выдыхаете, будут конденсироваться внутри спальника, и он к утру покроется снаружи инеем.

Коврик Спальник никогда не кладут прямо на дно палатки – от земли будет холодно даже летом. На пол всегда кладут коврик из пенополиуретана. В продаже имеются различные типы ковриков, они отличаются толщиной. На толстом коврике не холодно спать и зимой, когда палатка установлена на снегу. Но толстый коврик тяжелее и занимает больший объем. Летом можно ограничиться тонким ковриком. Есть коврики, которые нужно скатывать в рулон, а есть такие, которые складываются гармошкой. Рулонные коврики занимают больший объем, а гармошки оказываются холоднее – через складки проникает холод. Есть и самонадувающиеся коврики, они удобны тем, что можно ставить палатку даже на неровной поверхности.

Сидушка (Фальш-попа) - очень полезная деталь личного снаряжения. Ее можно купить готовую, а можно и сделать самому из старого коврика, пришив к нему резинку. Сидушка позволяет сидеть на любой, даже самой холодной и мокрой поверхности - на сырой земле, засыпанном снегом бревне. Но сидушка - это не только сиденье. Ей можно найти множество применений: раздувать костер, на нее можно наступить коленкой при сборе ягод

Альпеншток. Исключительно важное приспособление для пеших туристов, которые путешествуют по горам. Известно, что в старину все ходоки ходили с котомками и палками-посохами. Котомка трансформировалась в заплечный рюкзак, а посох? Да и посох никуда не исчез, только стал называться альпенштоком. Зачем он нужен?

Альпеншток - это "третья нога", которая используется при ходьбе в сложных условиях. 

Например, на каменистом склоне, как можно проверить, устойчиво ли лежит камень, на который вы собираетесь наступить ногой? Или это - "живой камень", он в любой момент готов улететь вниз по склону, вместе с вами? Ткнуть в него палкой - все сомнения рассеются.  

Как, переходя реку по льду или по снежному мосту, можно убедиться в прочности льда под ногами? Ударить со всей силы палкой по льду. Если слой льда удалось пробить насквозь, то быстро разворачиваемся и отходим назад, наступая на лед строго по своим следам: впереди - опасное место.

Переходя бурную реку вброд, как помешать течению сбить вас с ног? Даже если река имеет спокойное течение, но когда дна не видно, то всегда можно споткнуться о какую-нибудь корягу, лежащую на дне реки, и упасть в воду. Упираемся палкой в дно, в то время как переставляем ногу на новое место. Таким образом в любой момент времени обеспечиваем себе как минимум две точки опоры.. Имея палку в руках, вы с меньшей вероятностью потеряете равновесие. 

Брать с собой посох в велопоход я не предлагаю. В конце концов, если в велосипедном походе придется преодолевать реку вброд, подходящую палку вы всегда сможете найти рядом с переправой.



А в пеших походах по горам посох или альпеншток следует иметь всегда: он может понадобиться и выше границы леса, где палки подходящего размера уже на земле не валяются. 

Путешествуя по безлюдной горно-таежной местности, посох можно сделать в начале похода из березы подходящего диаметра. Он, конечно, будет тяжел, но зато прочен и надежен. Кстати, из такого посоха получается неплохая перекладина для костра., а между воткнутыми в землю двумя посохами можно натянуть костровой трос. Таким образом можно сделать удобный костер в гольцовой зоне, где дрова из стланика еще можно найти, а нормальных деревьев, между которыми можно натянуть костровой трос, уже нет. 

Если в районе путешествия березы не растут (в заполярье), или там запрещено рубить деревья (заповедники), то следует приобрести телескопический альпеншток. По спавнению с березовым посохом, он имеет три важных преимущества. Во первых, он ощутимо легче. Во вторых, его длина легко регулируется. А в третьих, он имеет темляк - петлю из ремня или стропы, чтобы случайно оброненный альпеншток не упал на землю. 

В принципе, в качестве альпенштока можно использовать пару старых алюминиевых лыжных палок со снятыми кольцами, связанных изолентой. Прочности одной лыжной палки может не хватить, а двух - в самый раз. 

Не забывайте, что альпеншток или посох обязательно нужно втыкать в землю выше по склону (выше по течению), чем находитесь вы.

Максим Компаниец

Авторизация