Путешествия - это серьезно.

     

 

Планирование фото-путешествия

Автор Петер Кокс (PeterCox). 

Меня часто спрашивают, бывают ли мои фотографии результатом планирования. И если да, то как я это делаю. Ответ таков – это смесь запланированных и найденных сюжетов. Но очень часто найденные сюжеты бывают результатом запланированных вояжей. В этой статье я расскажу о некоторых приемах и инструментах, которые я использую для повышения своих шансов на успех.

 

 

Представить место съемки и повторно приехать туда

Есть два способа, по которым я выбираю, куда поехать в следующий фото тур. Они применимы как к утренним или вечерним прогулкам, так и к длинным многодневным путешествиям.
Первый работает, если я уже бывал в этих местах. В этом случае я подыскиваю одну или больше композиций, и строю в голове достаточно подробную картину того, как будет выглядеть сцена. Если свет для такой композиции не подходит, я пытаюсь представить идеальное время (дня или года), и делаю «зарубку на память», чтобы вернуться в туда в нужное время.
В любое время у меня в голове есть список таких мест. И если я оказался в одном их таких мест, я выбираю их этого списка то, которое имеет наибольшие шансы на успех. Некоторые используют ноутбук или карманный компьютер для таких записей, а я стараюсь держать все в голове.
Другая ситуация, если я никогда не был в этом месте раньше. Я начинаю с плотной работы над топографической картой, чтобы подобрать потенциальные места для съемки до того, как туда отправиться. Чаще всего я начинаю строить эти планы задолго до начала длинного путешествия. Приехав на место, я уточняю планы на утренние и вечерние съемки в середине дня, в «мертвое время» для пейзажного фотографа. Это два моих основных способа планирования съемок. Теперь давайте поговорим о параметрах, которые влияют на свет, остающийся следующим наиболее важным фактором после композиции.

Солнце

Для большинства фотографов солнце – это критичный фактор, который влияет на восприятие композиции кадра. Фактически, важнейший. Мы все знаем, что солнце встает на востоке и садится на западе. Но знаете ли вы, что оно передвигается с севера на юг в течение года? В зимние месяцы земная ось наклонена в сторону от солнца, поэтому оно встает на юго-востоке, а садится на юго-западе. И наоборот, в летние месяцы земная ось наклонена к солнцу, поэтому солнце движется от северо-востока на северо-запад. Это значит, что в любой день солнце встает и садится немного в другом месте, чем днем раньше или позже в выбранном для съемки месте. Это играет огромную роль в определении того, как будет выглядеть пейзаж в различные времена года. Хороший пример этого можно найти в Ирландии на южном и северном побережьях. Зимой на северном побережье солнце встает за утесами и горами, оставляя многие места на берегу в тени. Некоторые – на весь день. Только в летние месяцы оно сдвигается достаточно далеко к северу, чтобы стать видимым во время восхода и заката.
Когда мы думаем о солнце как фотографы, нас интересуют интенсивность, направление света и угол падения лучей. В этом случае раннее утро и поздний вечер будут самым удачным временем – низкое солнце дает длинные тени и подчеркивает текстуру на элементах пейзажа. Желательное направление освещения зависит от снимаемой сцены.


Этот пейзаж был результатом путешествия – разведки. Я добрался до места уже после восхода с идеей прикинуть композицию будущего кадра и время, когда его лучше снять. Все это было сделано, после чего был сделан этот снимок. Хотя время уже шло к полудню. Снимок удался, но это не совсем тот кадр, который бы я хотел получить, если у меня будет возможность вернуться туда при «идеальных» условиях.
Я опубликовал его здесь как пример планирования освещения пейзажа. Для этого замка есть два удачных времени для съемок – рассвет или закат. Бухта, у которой я стою, обращена на север. Снимок сделан по направлению на запад. Очевидно, что лучше снимать эту сцену летом. Но в вечернее время надо будет снимать против солнца, что даст тень на замке и приведет к такому высокому контрасту, который будет очень сложно, если вообще возможно, хорошо заснять.

С другой стороны, при съемке на рассвете солнце будет справа позади меня, освещая замок приятным теплым светом от низкого солнца. Это будет наилучшим моментом для съемки – контраст не слишком высокий, и снимок может получится достаточно выразительным. Возможно, у меня не будет этих идеальных условий, но теперь я точно знаю, чего постараюсь добиться в следующий раз. Поднявшись с утра пораньше с идеей съемки рассвета в Данлусе, я увидел, что рассветные лучи солнца пробиваются через довольно плотную облачность. По вчерашнему прогнозу съемка рассвета была маловероятна, поэтому у меня был запасной вариант – место, где я смогу снять восходящее солнце и лучи света, окрашивающие облака в невероятные цвета. Результатом был приведенный ниже снимок. Вы можете видеть, что, не смотря на буйство цветов на горизонте, у камней на переднем плане естественный цвет. Это создает сбалансированный образ. Данлус этим утром выглядел довольно скучно, но я был готов к пасмурному утру. И план Б помог мне сделать этот кадр, которым я очень доволен.

Где будет Солнце?

Это здорово говорить о расположении солнца вообще. Но как узнать, насколько солнце будет соответствовать композиции снимка на конкретную дату? К счастью, в наши дни эта информация легко доступна с вашего компьютера или коммуникатора. Есть масса бесплатных программ и веб сайтов, которые расскажут вам о времени заката – восхода, но самым удобным мне кажется Focalware для iPhone. 

Программа использует встроенный GPS и показывает время восхода – заката солнца и луны в месте вашего расположения. Как для сегодняшнего дня, так и на любую дату в будущем. Важно, что кроме времени восходов и закатов, она еще указывает направление на них с учетом текущего положения iPhone и данных встроенного компаса. Это сильно помогает мне не только, когда я уже добрался до места съемки (как в случае поездки в Данлус), но и когда я выбираю места для будущих съемок по карте.
Недавно я обнаружил еще одну прекрасную программу для компьютера, которая делает примерно то же самое, но кроме того еще рисует направление на восход и закат луны и солнца для вашего местоположения на Google Maps: ThePhotographerEphemeris. Рекомендуется к использованию, в том числе в виде приложения для iPhone.

Работа с картами

Как я уже писал, карты помогают мне подбирать места будущих съемок.

Карты очень полезны при выборе мест съемок, в которых я еще не бывал. Мне  очень помогают карты серии Ordinance Survey Discovery. Фрагмент, приведенный ранее, из этой серии. На нем видно, что топография местности хорошо читается по такой карте.
На фрагменте карты вы можете видеть горный массив Брандон, обращенный своей наиболее живописной стороной на восток. Это значит, что наилучшие снимки этих гор можно сделать на восходе, когда солнечные лучи освещают скалы и цирки. Но горы на юго-востоке могут перекрыть солнце зимним утром. Солнце будет вставать на юго-востоке, и может быть закрыто горами в первые несколько наиболее важных минут. Поэтому наилучшим, ничем не перекрытым, свет будет утром в середине лета, когда солнце близко к его самому северному положению.

Определив это, я пометил несколько потенциальных точек съемки на карте, обращая внимание на леса, подъезды, реки и водопады, и даже мегалитические гробницы, которые могут быть хорошим передним планом. Это определяет места съемок на рассвете и закате. Днем я могу углубиться в планирование композиции и определение того, какие места более соответствуют моим ожиданиям.

Спланированные и «найденные» кадры

В военных кругах есть старая поговорка «Ни один план битвы не переживает первой встречи с врагом».
Для статьи по пейзажной фотографии это может казаться мало применимым, но поговорка кажется мне очень уместной. Она говорит нам, что для достижения успеха вы должны думать «на бегу» и адаптироваться, если что-то идет не по плану. Для фотографии важно, чтобы даже если все идет не так как было запланировано или как вам бы хотелось, не признавайте себя побежденным. Оглянитесь вокруг, поищите еще что-то интересное. Вы можете быть приятно удивлены и вернетесь с фотографиями даже лучше тех, которые планировали.


Эта фотография – пример как раз такого случая. В мой первый фото выезд в Корк несколько лет назад, я планировал подняться к рассвету, доехать за час до «Коричневой головы» и сфотографировать острова и маяк Фастнет.
Я приехал на место в предрассветных сумерках, заехал на машине вверх по дороге, которую вы видите на снимке,  на вершину холма и дошел до разрушенного маяка. Следующие полчаса я делал снимки на юг и на запад, не получая никакого удовлетворения от результата. Все выглядело совсем не так, как я себе представлял. 
В конце концов, уже после восхода солнца, от сильного порыва ветра меня почти накрыло волной так, что я едва успел спасти от брызг воды камеру, повернувшись к ветру спиной, и спрятав аппарат под куртку. Совершенно расстроенный, я повернул обратно и пошел (скорее, поплелся) к машине.
Как только я поехал вниз с холма, этот вид открылся передо мной и я понял, что моя поездка удалась. Налетевший шквал, который пропитал меня морской водой, раздул облака, и лучи восходящего солнца создали эти фантастические тонкие цветовые оттенки.
В этом случае надо быть слепым, чтобы пропустить открывшуюся возможность. В большинстве случаев альтернатива не столь очевидна. Смысл в том, чтобы искать дополнительные виды и оставить свой ум открытым для всех незапланированных возможностей. В этом случае поможет и план Б.

Февраль 2011

Об авторе
Перет Кокс (Peter Cox) – пейзажный фотограф и педагог, живущий в красивой юго-западной части Ирландии. Он регулярно проводит фото семинары в этом регионе, приглашая участников в лучшие места для съемок, от мало известных мест и до самых популярных видов Ирландии. Чтобы узнать больше о его работе, вы можете посетить его сайт http://www.petercox.ie

 

Авторизация