Путешествия - это серьезно.

     

 

Снаряжение в фото-туре

Что работает, а что не очень на примере трека по Верхнему Мустангу

Мы идем в гору. Шаг, два, пятьдесят, сто. Дышится с трудом, а рюкзак с оптикой как будто тяжелеет с каждым шагом. Кто-то спрашивает: «Может здесь уже хорошее место?» Ему отвечают: «Это слабость». И мы идем дальше в гору. Шаг, два, пятьдесят, сто. Мы идем снимать.

Этой статья повествует о подготовке к фото-турам по опыту проведенных за последние годы фото и не только путешествий. Статьи будут отражать частные мнения написавших их участников, с которыми можно и не соглашаться. Но это мнения участников, уже прошедших не один такой маршрут. Есть надежда, что они будут полезны.

 

Кто что брал с собой из фототехники. И не только фототехники.

 

Нас было 7 человек. 7 фотографов, для которых подобный выезд был уже не первым в их жизни. То есть участники примерно понимали, что их ждет, и явных глупостей не делали. К треку мы готовились. Тренировались, подбирали новую одежду, снаряжение и технику. Кто-то покупал новую камеру и объектив, кто-то новый рюкзак. Условия на треке были не совсем спартанские – нам помогали шерпы. Часть нашего груза ехало на них. А вот практически вся фототехника – на нас. Исключения делались для штативов и (иногда) для не очень нужных в данный момент объективов. Их, переложив одеждой, складывали в специальную сумку и отдавали шерпу. Не смотря на все это, в моем рюкзаке всякого фото и видео железа килограммов на 10 набиралось.

Фотокамеры

Использовались два бренда корпусов: Canon & Nikon. Если не ошибаюсь, в группе было 4 корпуса Nikon и 6 корпусов Canon. То есть примерно по 1.5 корпуса на человека. Это мы подстраховались на случай поломок. Да и снимать с двух корпусов с разными объективами заметно удобнее. Опять же, не во всех случаях можно поменять объектив без риска «убить» корпус. По моделям распределение было следующим:

Корпуса 
Canon 5d mkII – 3 штуки,
Canon d40 – 1 штука, 
Canon d20 – 1 штука, 
Canon 450d – 1 штука, 
Nikon D3s – 2 штуки, 
Nikon D700 – 1 штука, 
Nikon D300 – 1 штука. 
Иными словами, почти весь модельный ряд. Младшие модели использовались в качестве второго корпуса и как резервные. Хотя нормальный фотограф может снимать чем угодно, лучше, если техника «не жмет». Основные камеры, которыми были сняты большинство кадров - Nikon D3s и Canon 5d mkII. Немало длинных серий – time lapsов было снято на Nikon D700. Если бы D3s не столько весил, цены бы ему не было.

Объективы

Диапазон фокусных расстояний: от fisheye на 10мм до супертеле на 400мм. В подавляющем большинстве это L объективы от Canon и профи серия объективов от Nikon с покрытием NanoCristal. Климатические особенности сильно ограничивали нас в смене объективов. Если поднимался ветер, который нес море пыли, объективы мы старались не менять. Чаще всего на камере стоял средний зумм, типа 24-70 или 24-105. Скажем, из 5 с небольшим тысяч фотографий этими объективами отснято примерно 3 с половиной тысячи.

Следующими по частоте использования были телевик 70-200 и широкоугольник 16-35. И его ближайший аналог от Nikon - 14-24. Некоторые интересные кадры были сделаны на экзотический объектив 200-400 на его «длинном конце». Без него этих кадров бы не было. В фотокомплектах некоторых участников были 1.4 – 2х кратные телеконверторы. Их использовали очень эпизодически. Кроме зуммов у участников путешествия было еще несколько объективов фиксированного фокуса, типа 50/1.4, 85/1.2, 100/2.8 macro. Использовались они довольно редко.

Из объективов третьих фирм был 2 объектива Sigma 50/1.4 и один Tokina 10-16 FishEye.

Штативы

Большинство использовавшихся штативов были углепластиковыми. Из 5 углепластиковых штативов 4 были производства Gitzo. Три из них серии Mountainer, один - Traveler. Углепластиковые штативы показали себя очень хорошо. Альтернатив при таком соотношении вес – прочность и устойчивость, похоже, нет. Если бы еще не такая цена…

Штативные головки и площадки

Все использовавшиеся штативные головки были шаровыми. Больше половины их производства RRS. 30й и 40й серий. Подавляющее большинство штативных головок было с зажимом под площадки стандарта Arca Swiss. Большая часть группы использовал L-plates от RRS.

Светофильтры

Мы активно использовали поляризационные и градиентные серые светофильтры. Либо просто градиентные, либо с обратным градиентом (максимальная плотность в центре пластины). Производители – Lee, Singh-Ray, Cokin. Держатели были от Cokin. Кратность градиентных фильтров 2-3 ступени в самой плотной части. Ультрафиолетовые фильтры не использовались. Пыль, в избытке садившаяся на объективы, вечером просто вытиралась либо специальными салфетками для оптики, либо чем-нибудь менее изысканным.

Ремни для фотокамер

Больше половины участников яркие «родные» ремни для фотокамер заменили на незаметные, серые и черные ремни от Domke. Да и удобнее они.

Фоторюкзаки

Четверо участников несли свое оптическое стекло в рюкзаках от израильской Kata. Модели DR-467 (2 штуки), 3N1-30 и Bumblebee-220. Последний вызывал некоторые сомнения своими размерами и резиновыми лямками, но в целом оставил положительное впечатление. Остальные участники использовали модели от Crampler, ThinkTank, Tamrac. Всем использовавшимся фоторюкзакам не хватало анатомичности и удобства доступа к содержимому. По непонятной причине производители фоторюкзаков игнорируют опыт производителей пешеходных штурмовых рюкзаков. «Дышащая» спинка у рюкзака, анатомичные лямки, регулировочные оттяжки в верхней части лямок, хороший анатомичный пояс. Все эти обязательные элементы приличного пешеходного рюкзака редко можно встретить в фоторюкзаке. Шаги в эту сторону делает Kata, но и ее моделям пока далеко до совершенства с точки зрения фотографа – путешественника. Быстро достать или убрать камеру было мало реально, поэтому одна камера со «средним» зуммом почти все время висела на плече у каждого участника.

 

Флеш карты

Их было много. Много по объему. Больше, чем можно было предположить до начала маршрута. Часть покупалась уже в Катманду. В среднем на одного участника было отснято 30-60Гб. Но это фотографий. Со съемкой видео совсем беда. После того, как некоторые фотокамеры научились снимать видео, флешки стали расходоваться с ужасающей быстротой. Перед выходом на маршрут в Мустанг у предыдущей фотогруппы было взято «на поносить» флешек примерно на 300Гб. Использовали все. Производители были самые разные, как и объемы. Больше всего было флешек от SanDisk. Заметных проблем не было ни с какими моделями. Несколько раз при переставлении флеш карт из аппарата в аппарат те отказывались читать «чужую» флешку. На точках съемки мы ставили несколько аппаратов с разными объективами (24-70, 70-200, 200-400) и меняли в них флешки. Это позволяло снимать разными объективами, не меняя сами объективы и не собирая на матрицы аппаратов окрестную пыль. А пыли там было изрядно. После включения-выключения аппарата проблема с распознаванием флешки исчезала.

Спусковые тросики

Несколько человек брали и использовали спусковые тросики как «родные» от производителей камер, так и производства третьих фирм. Часть участников обходилась без тросиков, снимая со штатива на автоспуске. Часто «умные тросики» использовались в качестве интервалометров для съемки длинных серий фотографий под последующее преобразование в видео (time laps).

Оборудование для видеосъемки

Мы снимали довольно много видео. Как на фотоаппараты, так и на видеокамеру. И использовали соответствующее оборудование.

Видеокамера

Она была в группе одна – Canon XH-A1. Не самая новая, но вполне рабочая машинка, снимающая на кассеты в стандарте HDV. Камера не маленькая, и при этом достаточно «ухватистая». Держать ее во время съемки заметно удобнее, чем фотоаппарат. Экран, видоискатель и органы управления тоже сделаны под видеосъемку. Уровень эргономичности с точки зрения съемки видео у видеокамеры заметно выше, чем у фотоаппарата. Результаты съемки на мой вкус довольно приличные. Сказывается серьезная обработка камерой видео потока перед его сжатием и записью. И предварительная настройка режимов этой обработки, которые предоставляет выполнить камера путем загрузки соответствующих профайлов.

Система стабилизации

Это то, что операторы зовут единым словом Стедикам, не зависимо от производителя. Призвана повышать плавность движения камеры при передвижении оператора. У нас был один такой аппарат производства отечественной компании Stabicam – D-300. Только сам стабилизатор, без жилета и механической «руки». Монтировали на него исключительно Canon 5D mkII. Результат получался очень приличный, но дольше 5 минут держать эту конструкцию в руках получалось плохо. Тяжело и не очень удобно. Но как решение начального уровня годится.

Микрофон

Микрофон, встроенный в фотоаппарат – он совсем никакой. Использование внешнего микрофона практически обязательно. У нас была модель от Rode – Stereo Video Mic. И к нему ветрозащитный лохматый чехол типа dead cat. Чехол действительно работал – в ветреную погоду без него бы ничего кроме шума ветра записать не удалось.

Накамерный свет

Для видеокамеры была взята небольшая накамерная лампа Canon VL-10 с аккумулятором от видеокамеры и 10 ваттной лампой накаливания. Оказалось, что она подходит не только для видео, но и для фото. Так, в темной палатке пастухов яков очень помогла подсветить "проваленные" тени.

Не фото оборудование

Не фотоаппаратами едиными набивают фотографы свои рюкзаки. Средств навигации и связи никто не отменял.

Средства связи

Рации

У нас было несколько недорогих радиостанций Midland. Особенного впечатления они не произвели, хотя на небольшие расстояния работали. Возможно, мое скептическое отношение к этим рациям можно объяснить многолетней привычкой к существенно более мощным (и дорогими) носимыми рациями от Yaesu типа VX-5R, VX-6R. Но их мы в этот раз не взяли.

Телефоны

Понятно, что у всех были сотовые телефоны. Но в Мустанге от них толку мало. Своей сотовой связи там пока нет. Из приграничного Китая пробивается сотовое покрытие, но оно не GSM. Был у нас еще и спутниковый телефон системы Thuraya. И по нему даже пару раз удалось поговорить.  Его основная проблема – быстро разряжающиеся аккумуляторы. Вторая – довольно медленный (5-7 минут) поиск спутника. Как мне кажется, надежность системы экстренной связи (а спутниковая связь нужна нам именно для экстренных случаев) должна быть выше.

Навигация

Были у нас с собой GPS приемники. Один специализированный (видавший виды Garmin 60Сх) и несколько встроенных в телефоны. От последних, как можно догадаться, толку не было никакого. А на Garmin был записан трек маршрута, что позволило позже сделать привязку снимков к координатам мест съемки (геокодирование). А вот для ориентирования он помогал не сильно – электронных карт Мустанга у нас не было. Зато очень помогали гиды.

Еще использовались наручные часы-компьютер Suunto X6. Учитывая, что высота, показываемая этими часами и GPSом чаще всего несколько различалась, решение задачи «кому верить» вносило разнообразие в наши длинные подъемы.

Электронные книжки

Штука вроде бы не очень нужная, но пара книжек Amazon Kindle,  Sony PRS-700 и 550 скрашивали долгие мустангские вечера. Модель от Sony один раз за весь маршрут подзаряжали.

Общетуристическому снаряжению будет посвящена следующая статья.

Чего не хватало

Солнечные батареи для зарядки аккумуляторов фотоаппаратов

С электричеством в Непале не очень. А в Мустанге и того хуже. И ситуации, когда остался последний на половину израсходованный аккумулятор, а где будет следующая розетка – непонятно, случались. Поэтому первое, что бы хотелось добавить – это легкую солнечную батарею. Благо, солнца там сколько угодно.

Надежной спутниковой связи

Думаю, тут только вариант телефона от Iridium. Остальные системы либо тяжелые, либо не очень надежные.

Спутникового треккера (PLB – Personal Locator Beacon)

Полезное устройство, периодически посылающее на спутник свои координаты или короткие сообщения (типа SMS). Либо от того же Iridium, либо система SPOT (findmespot.com). И о своем местоположении на соответствующий сайт сообщить, и сигнал о помощи подать в случае чего.

Компьютер

Компьютера тоже не хватало. Все свои ноутбуки мы оставили в Катманду. Не стали их брать потому, что маршрут проходил на высотах 3500 – 4500м. А на этих высотах использование компьютера с обычным жестким диском черевато его гибелью. Магнитные головки внутри жесткого диска парят над поверхностью пластин диска на «воздушной смазке», которая не дает коснуться поверхности пластины. А воздуха на этих высотах не очень много. Люди привыкают, а техника не всегда. Учитывая падение цен на SSD флеш диски, которым высота не страшна, можно надеяться, что скоро эта проблема уйдет в прошлое. Пока же в виде половинчатого решения можно использовать планшетные компьютеры с SSD диском. Типа ipad или аналог. На нем оценивать фотографии все равно в разы удобнее, чем на экране фотокамеры.

Флеш карточек

Банально не хватало объема флеш карт. Если не сбрасывать данные съемки на ноутбук, с собой желательно иметь карточек для фотосъемки на суммарный объем не менее 100Гб. Благо, их цена в расчете на гигабайт быстро падает. Для видео нужно в разы больше.

Что из техники не пережило маршрута

Как не странно, но не «убили» мы почти ничего. В какой-то момент перестала работать автофокусировка на 450d, но это была резервная камера. И треснул корпусс у Canon 5D. Снимать им это не мешало.

Было и еще одно приключение. Один из шерпов решил помочь и взял подержать незастегнутую сумку с объективами. Один из объективов (Sigma 50/1.4) из этой сумки немедленно вывалился. А учитывая, что дело было совсем не на равнине, дальше этот объектив прыгал по земле и камням метров 20. Корпус немножко поцарапался снаружи, но функциональности не потерял. А вот рюкзачек 3N1-30 по окончанию маршрута был объявлен его владелицей малоподходящим для таких треков.

В целом фото и видео комплекты, а также прочее техническое снаряжение, были использованы процентов на 90. В будущие маршруты можно брать почти такой же комплект, с учетом недостающего оборудования.

Неспешное обсуждение статьи происходит вот здесь.

Сахаров Александр

Авторизация